Малые корелы

12.12.2018

Первых посетителей этот уникальный музей под открытым небом принял 45 лет назад, 1 июня 1973 года, а свою историю ведет с 1963 года, когда по инициативе архангельского архитектора Валентина Лапина Министерством культуры РСФСР была принята программа строительства музея деревянного зодчества в 25 км от столицы региона – Архангельска.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Экспонаты необычного музея собирали по всей области, наиболее интересные памятники выявлялись в ходе сплошного обследования Русского Севера. Перевозка памятников началась в 1968 году, и формирование музея продолжается до сих пор. В планах – создание шести секторов, каждый из которых демонстрирует типичную модель поселения того или иного района области. Уже функционируют Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский секторы, строится еще два – Важский и Поморский.

Посетить этот музей просто необходимо всем, кто занимается деревянным домостроением. Потому что именно здесь можно увидеть наши истоки, подлинные образцы крестьянской архитектуры, по-настоящему выдающиеся памятники народного зодчества.

Это сегодня мы с завистью и восторгом глядим на Запад и пытаемся перенимать их технологии, в том числе в домостроении. Между тем в XVI–XVII веках порой было наоборот: иностранные путешественники восторгались мастерством русских плотников, строивших просторные и теплые избы, великолепные по своему замыслу и исполнению сельские храмы. Наши предки умели строить все это без единого гвоздя, имея в качестве инструмента лишь топоры. Удивительно, но чаще всего эти талантливые строители не умели ни читать, ни писать, так что при возведении зданий они не использовали проекты. При строительстве ориентировались на свой личный опыт и на то, что было создано на Руси до них. К сожалению, история не сохранила имена русских мастеров, заложивших основы нашего национального столярного и плотницкого искусства. Более того, извечные пожары, бесконечные войны, революции, а затем и оголтелый атеизм первых лет советской власти уничтожили множество храмов Русского Севера. Великое счастье, что полвека назад нашелся человек, решивший сохранить для наших потомков хотя бы те крохи, которые остались. В экспозиции музея «Малые Корелы» более ста памятников архитектуры конца XVI – начала XX века. Здесь можно увидеть деревянные церкви, шатровые колокольни, часовни, крестьянские дома, хозяйственные постройки, перевезенные из разных районов Архангельской области. Этот музей стал той эстафетой, которая передаст в будущее достижения наших предков.

Собранные здесь творения русских мастеров – образцы столярного и плотницкого искусства

СЕЛЬСКИЙ ТЕХНО–ДРАЙВ
Как известно, хлеб – всему голова. А чтобы испечь хлебушек, нужна мука. Поэтому мельницы всегда были особыми объектами, от работы которых зависела жизнь окрестных поселений. Так что совсем не случайно деревянные мельницы различных конструкций стали важной частью музейной экспозиции. Более того, само создание архитектурно-ландшафтной экспозиции начиналось с мельницы, перевезенной из деревни Бор Холмогорского района Архангельской области.

Судя по летописным записям, водяные мельницы строились славянами уже в XIII веке, были они распространены и на Русском Севере. Разные по конструкции и по способу подведения воды, они исправно служили людям. Чуть позже появились и ветряные мельницы, ученые говорят о XVII веке, но есть свидетельства о более ранних объектах. К сожалению, самых древних российских мельниц не сохранилось, тем не менее музей под Архангельском обладает самой большой в России коллекцией мельниц, характерных для северной деревни XIX века. И необходимо отметить, что в музее «Малые Корелы» работают над проектом их функционального восстановления. То есть любой из современных мастеров может не только в мельчайших подробностях познакомиться с их устройством, но и увидеть, как работают эти творения неизвестных российских кулибиных.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
Представить себе жизнь русского человека без религии невозможно: с крещения в церкви начинался его земной путь, здесь же во время отпевания его провожали в мир иной. Особенностью крестьянской жизни на Русском Севере было то, что здесь все решения – в том числе и по строительству церкви – принимались общиной. Поэтому, как отмечает в своей работе «Культовая архитектура в экспозиции музея «Малые Корелы» эксперт по изучению и популяризации объектов наследия Е. Б. Заручевская, храмы Русского Севера являлись «отражением вкуса, архитектурных представлений и материальных возможностей крестьянского мира. Как правило, предпочтение отдавалось шатровым храмам. Шатер был излюбленной формой перекрытия церквей на русском Севере. Причина такого отношения заключалась в простоте ухода за шатровой крышей, с которой дождь и снег быстро скатывались, обеспечивая долговечность кровли. Шатер был виден издалека и служил прекрасным ориентиром путешественникам на суше, морях и реках. Устремленный в небо, шатер напоминал верующим о горнем и о Боге».

Культовая архитектура в музее «Малые Корелы» представлена замечательными памятниками деревянного зодчества XVI–XIX веков. Часть их перевезена из вымирающих селений, другие сохраняются на исторических местах. Храмы и колокольни занимают доминирующее положение в пространственной композиции секторов музея, формируя и дополняя архитектурный образ северной деревни.

СОХРАНЯЯ – ПРИУМНОЖАЙ!
Говоря о музее деревянного зодчества и народного искусства, важно отметить, что он не только знакомит посетителей с прошлым се-верных районов России, но и создает реальную связь времен – сотрудники музея реализуют интересные проекты для детей и взрослых, про-водят мастер-классы и тематические занятия. Огромной популярностью пользуется проект «Ожившие ремесла», действующий здесь все лето. Посетители получают возможность узнать о том, как раньше осуществлялся процесс плетения из бересты, увидеть за работой гончаров и резчиков по дереву, ткачей и других хранителей секретов старинных ремесел. Мастера работают на территории музея «Малые Корелы» в крестьянских домах, а при хорошей погоде – на улице. Так что сегодня это не просто музей, а настоящая машина времени, с помощью которой можно оказаться в уникальной атмосфере старинного Русского Севера.

Огромную работу сотрудники музея ведут с подрастающим поколением россиян. Например, школьники с интересом посещают познавательно-игровую программу «Что нам стоит амбар построить?». Как знать, быть может, именно во время знакомства с тем, как в старину ставили амбары – основу крестьянского хозяйства, какой материал использовали для сруба и что такое сусек, кто-то из ребят впервые решит выбрать в качестве будущей профессии работу с деревом. Чтобы своими руками продолжить традиции русского деревянного зодчества, с шедеврами которого знакомит музей «Малые Корелы».

Евгений Карпов
Фото из архива:
www.korely.ru


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
06.05.2020
Арт объект
02.03.2020
Арт объект
27.11.2019
Арт объект
23.08.2019
Арт объект
23.05.2019
Арт объект
26.09.2018
Арт объект
30.07.2018
Арт объект