Особая форма творчества

23.08.2019

Тот или иной вид народных промыслов и ремесел часто является визитной карточкой целого региона, примеров тому множество. А вот на Русском Севере их столько, что трудно выбрать только один, знаковый. На родине Ломоносова жили и живут настолько талантливые люди, что им удается проявить свою самобытность сразу во многих направлениях – художественная резьба по дереву и обработка бересты, резьба по кости, северная вышивка, лоскутное шитье, северное ткачество, орнаментальное вязание, роспись по дереву, керамика, художественная обработка корня. И все они представлены в Детской школе ремесел, действующей в Архангельске с 1990 года.

СВЯЗАТЬ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
Именно такую цель поставил перед собой создатель школы Владимир Бурчевский, Народный мастер РФ, Заслуженный работник культуры РФ, виртуоз художественной обработки бересты. Ему и членам его команды удалось собрать и обобщить опыт деревенских талантов, а затем выстроить систему обучения навыкам народных промыслов, благодаря которой сотни мальчишек и девчонок смогли продолжать многовековые традиции народов Русского Севера. Сейчас школа располагается в доме на «Чумбаровке», как в Архангельске любовно называют проспект Чумбарова-Лучинского  – пешеходную зону в центре столицы Русского Севера. Кроме мастерских, в  которых проходят занятия, здесь есть своя «машина времени» – музей, с экспонатами которого меня знакомит Ирина Огородник, и. о. директора школы:

– Вот старинные ткацкие станки, которые делали умельцы Архангельского края для своих жен, все они подлинные, большинство даже в рабочем состоянии. Но наши дети в кружке «Ткачество Русского Севера» работают на более современных, сделанных школьными древодеами под руководством преподавателей.

Знакомство с народными промыслами и ремеслами помогает детям понять и оценить особенности родного края

Музейная экспозиция начинается со стенда с фотографиями народных умельцев, которые в свое время передали секреты мастерства первым преподавателям школы. Сейчас здесь работает уже четвертое поколение мастеров, которые в свою очередь учат детей XXI века. Курс обучения – 3  года, ребенку надо последовательно защитить звания подмастерья, мастерового и мастера. Благодаря школе есть надежда, что народные промыслы и ремесла Русского Севера останутся не только на музейных стендах, но и в жизни новых поколений архангелогородцев, и не исчезнет уникальное народное творчество.

Ирина Огородник знает историю каждого экспоната школьного музея.jpg

– Наш музей интересен тем, что вместе с подлинными экспонатами выставлены повторы и реплики, сделанные детьми. Жаль, конечно, что выставить все невозможно, многое хранится в запасниках, – вздыхает Ирина.

СЕВЕРНЫЕ КОРНИ
Первой посещаем мастерскую художественной обработки корня, руководитель которой Алексей Огородник, Народный мастер РФ, сам в свое время учился в ней:

– Мы изучаем весь производственный цикл: сами заготавливаем, сортируем, строгаем, а уже потом плетем. Цикл долгий, заготовка  – самый сложный процесс, хотя и строгать тоже не легко, на этих операциях у нас ребята постарше. А в целом, поскольку группы у нас разновозрастные, получается такая большая семья, где старшие помогают младшим.


позитивный опыт
Небольшой коллектив преподавателей ежегодно обучает народным ремеслам 465 детей. У школы есть партнеры в области: в 13-ти муниципальных образованиях в 23 областных творческих мастерских обучают 350 ребят.


Интересно, что мастер не зацикливается на повторении веками устоявшихся традиций, дает свободу творчеству. Например, девочки, используя старинные технологии, изготавливают модные среди подростков украшения и всякие «фенечки».

В среднем на одно изделие у ребенка уходит полгода, но это с учетом того, что ребята занимаются в мастерской два раза в неделю по 4  часа. Получается, на изготовление поделки требуется где-то 80 часов, но это – не считая времени на заготовку и обработку сырья.

Работа с древесиной воспитывает терпение.jpg

– За что надо особенно ценить работу ребенка с корнем – она воспитывает терпение, способность целеустремленно трудиться, помогать друг другу, – убежден Алексей.

Надо сказать, что использование корней распространено практически во всех северных странах, причем чаще всего, конечно, с чисто утилитарными целями – в Скандинавии, например, из корней сосны традиционно делали формы для сыра. Материал крайне стойкий, изделия из корней служат долгое время.

ДЕРЕВЯННЫЕ ХУДОЖЕСТВА
Занятия в мастерской «Художественная резьба по дереву» ведет Борис Дратованный, талантливый мастер и внимательный педагог, вырастивший уже не одного способного резчика. На первом году обучения ребята осваивают технику выполнения контурной, геометрической, скобчатой резьбы. Составляют орнаменты, композиции для украшения готовых изделий. Осваивают простейшие приемы резьбы, одновременно получая навыки выполнения плоскорельефной резьбы с подбором фона. Мастер учит их и самостоятельно делать инструмент – без этого умения не состоится настоящий резчик по дереву. Он показывает им приемы заточки и правки инструмента, а еще помогает подбирать составы для тонирования древесины, показывает способы отделки и декорирования готовых изделий.

Артем Артемов стал победителем Международного конкурса «Созвездие талантов».jpg

Так, последовательно, год за годом под чутким руководством опытного педагога мальчишки и девчонки сами становятся мастерами, способными в качестве итогового экзамена справиться с двумя работами, выполненными в технике объемной резьбы. Первая работа обязательно должна представлять собой копию со старинного образца, а вторая выполняется по собственной композиции. Гордость мастерской (да и всей школы) – Артем Артемов, который в октябре 2018  года получил высшую молодежную награду «Звезда академика  Д.  С.  Лихачева» и Премию Государственного Русского музея по итогам XXIII международного конкурса «Созвездие талантов» в Санкт-Петербурге.

– Любимые материалы – береза и рябина. При работе много экспериментирую с обработкой готовых изделий, сам готовлю морилки, пытаюсь подобрать такие, которые максимально подчеркивают декоративные свойства древесины,  – рассказывает Артем. С планами на будущее молодой виртуоз деревообработки пока не определился, но время-то еще есть, ему пока всего 16 лет. Тем не менее талантливый резчик признался, что задумывается о деятельности в качестве реставратора, где его хобби может стать хорошим фундаментом для дальнейшего профессионального роста.

БЕРЕСТЯНЫЕ ЧУДЕСА
Одна из старейших мастерских, с которых, собственно, и начинается история школы,  – «Художественная обработка бересты», в ко-торой, кстати, могут заниматься девочки и мальчики с 9 лет (для сравнения: в мастерские по обработке корня и резьбе по дереву берут только с 11  лет). Павел Андреев, Народный мастер Архангельской области, не только сам любит этот уникальный материал, но и прививает эту любовь всем, кто приходит в его мастерскую. Рассказывает о березе – символе России, которая не просто украшает леса нашей Родины, но и дарит нам отменные природные материалы: от живительного сока, бодрящего веника, качественной древесины до незаслуженно забытой многими россиянами бересты. На его занятиях дети узнают об удивительных свойствах бересты, учатся своими руками изготавливать красивые и полезные изделия и предметы быта. Как известно, плетение из бересты было распространено во многих регионах России, но здесь, на Русском Севере, сложились свои, очень самобытные традиции плетения, созданы особые формы и виды изделий, разработаны необычные способы их художественного оформления.

Станут они профессиональными резчиками или нет, неважно – здесь ребят учат творчески мыслить.jpg

Чему же учит мастер? Прежде всего основам техники заготовки и обработки бересты:

– Мы выезжаем в лесхозы области, под руководством и с разрешения лесников заготавливаем материал, – рассказывает Павел.

Далее, уже в мастерской, дети учатся обрабатывать сырье, а затем осваивают само плетение в разных техниках: косое, прямое, пластовое. Изделия выполняют по принципу от простого к сложному – плетут солонки, корзинки с ручками, сухарницы, украшения из бересты, свистульки, мячики, цветы. Работа с берестой заряжает каждого положительной энергетикой, которая затем концентрируется в самом изделии. Неслучайно берестяные поделки так притягивают взгляд и просто просятся в руки!

ОПЫТ АРХАНГЕЛЬСКА – В КАЖДЫЙ РЕГИОН!
Столице Русского Севера повезло, здесь нашелся великий энтузиаст и талантливый организатор Детской школы народных ремесел, который не только сохранил, но и приумножил те традиции, которые неминуемо исчезли бы в эпоху глобализации и урбанизации.

К сожалению, опыт Архангельска, где чиновники министерства образования и науки Архангельской области даже в самые трудные годы смогли поддержать и сохранить это учреждение дополнительного образования, является скорее исключением, чем правилом для России. Тем важнее для будущего нашей страны пропагандировать этот пример, тем более что за десятилетия последовательного развития в Архангельске создана методика обучения, которую другим регионам можно было бы просто брать и использовать. Может быть, если бы такой всероссийский проект был поддержан Министерством культуры и Минэкономразвития, многие тысячи юных россиян смогли бы душой и сердцем прикоснуться к народным истокам, научились бы изготавливать те же замечательные изделия, что создавались когда-то их ровесниками в крестьянских избах, разбросанных на просторах России. И пусть это станет частью национальной идеи  – той мощной силы, которая сможет объединить разные поколения и национальности России в непростом XXI веке.

Евгений Карпов








Оцените материал:
Читайте также в рубрике
23.05.2019
Арт объект
12.12.2018
Арт объект
26.09.2018
Арт объект
30.07.2018
Арт объект