Проект «Полтава»

26.09.2018

В 2012 году в Санкт-Петербурге при поддержке ПАО «Газпром» началась реализация проекта «Полтава» — достоверного воссоздания в музейных целях первого крупного корабля Военно-морского флота России, спущенного на воду в Санкт-Петербургском адмиралтействе, в проектировании и постройке которого принимал участие император Петр I.

В настоящее время над строительством «Полтавы» трудятся 80 мастеров, а общий штат проекта составляет 150 человек, включая администрацию, экскурсоводов, проводящих очень интересные экскурсии, и т. д. В петровские времена на строительстве Полтавы было задействовано 300 мастеров, к которым еще приставлялись подмастерья. Научная работа в проекте «Полтава» не прекращается и по сей день. Ее ведут лучшие специалисты в области истории военно-морского флота и судомоделирования. Сотрудники научного отдела верфи вместе с историками, музейными экспертами и архивистами продолжают искать информацию о более точных данных корабля, его службе и общем морском быте начала XVIII века.  

Создателями реплики «Полтавы» уделено очень большое внимание точности воспроизведения всех деталей корабля – палуб, кают (включая туалеты), крюйт-камер, световых решетки для внутреннего освещения корабля, кормового декора (воссозданного по гравюре петровских времен); внутренние палубы покрасят в красный цвет, как это делалось в XVIII веке, чтобы членов экипажа не угнетал вид крови раненых и погибших товарищей.

Большой проблемой стал поиск подходящих материалов – в первую очередь древесины, поскольку корабельный лес уже давно никто не поставляет, также как и канаты того же диаметра, что в XVIII веке, и парусину. Почти все материалы и изделия для «Полтавы» являются специальным заказом. В петровские времена на строительство корабля шли дубовые стволы старше 250 лет. Строителям «Полтавы» они доставлялись с Кавказа, из Брянской и Ростовской областей. На строительство корабля в XVIII веке ушло около 800 стволов, на его реплику – 897. В целом в петровские времена на строительство флота ушло около 3 млн. га леса – дуба, сосны, лиственницы.

Для парусов и канатов на реплике «Полтавы» используются современные синтетические материалы – полиэстер, нейлон и т. д.

При постройке «Полтавы» в XVIII веке мачты делались из цельных сосновых стволов. Сейчас же они делаются полыми из склеенных ламелей, после чего обтачиваются по углам до нужной формы и шлифуются. Это делает конструкцию мачты более легкой, прочной и долговечной. В некоторые детали для усиления вставляются специальные деревянные прокладки.

В некоторые детали для усиления вставляются специальные деревянные прокладки.jpg

В петровские времена, из-за растрескивания древесины такелаж приходилось менять каждый сезон. В наши дни это слишком дорогое удовольствие.

Пушки отливаются на военном заводе. Вооружение корабля будет установлено в процессе достройки, уже после спуска на воду весной 2018 года.

Размеры корабля объясняются, в том числе, и тем, что его экипаж составлял 180 человек, а в боевом походе к ним добавлялось еще 160 артиллеристов, итого 340 человек, которых, вместе с необходимыми запасами, надо было разместить на борту. При этом высота внутренних палуб составляет всего 1,3 м, при расчетном росте членов экипажа менее 1,6 м.

Доски, которыми обшивают корпус корабля, а также еще ряд его деталей, обрабатывают в паровой камере в течение суток и затем на 4–5 дней помещают в станок для гнутья – для придания требуемой формы. При обшивке корпуса между досками оставляется расстояние, которое заполнят в дальнейшем синтетическим герметиком, заменяющим паклю, для предотвращения отрицательного влияния разбухания досок в воде. Для крепления используются как металлические крепежные изделия, так деревянные гвозди – нагели.

В результате команда проекта планирует построить реплику корабля – достаточно близкую к оригиналу копию, однако соответствующую требованиям современного морского регистра, поскольку планируется, что «Полтава» будет ходить по акватории Финского залива.

Игорь Григорьев, д. т. н.,
профессор ЯГСХА


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
30.10.2023
Арт объект
09.06.2023
Арт объект
07.11.2022
Арт объект
30.08.2022
Арт объект
07.07.2022
Арт объект
15.04.2022
Арт объект
25.03.2022
Арт объект
25.03.2022
Арт объект
12.11.2021
Арт объект
30.07.2021
Арт объект