Дерево желаний

29.03.2019

Можно ли в России в малом бизнесе зарабатывать на творчестве, на любви к деревообработке? О своем опыте рассказывает директор творческого столярного производства «Дерево желаний» Георгий Галустов.

ЛЕСТНИЦА, ВЕДУЩАЯ ВВЕРХ
О малом бизнесе в деревообработке Георгий Георгиевич не задумывался, пока лично не столкнулся с проблемами в этой области. Дело в том, что он работал в ООО «Высота» (г. Сосновый Бор Ленинградской области), эта организация занимается строительством  – например, принимала активное участие в больших проектах КАД, ЗСД. И о работе в деревообработке Георгий Галустов даже не думал, пока однажды фирма, которая должна была изготовить и установить лестницу в его доме, мягко говоря, не «испарилась», оставив его один на один с недостроем. Процесс «лестницестроения» оказался очень непростым, но чрезвычайно увлекательным. Как известно, упорство и труд всегда дают результат. Постепенно это направление переросло в организованное в составе ООО «Высота» полномасштабное столярное производство «Дерево желаний», которое стало изготавливать не только лестницы, но и практически любые сложные мебельные изделия.

Для производства арендуется цех площадью около 120 м2. В нем установлен «джентельменский набор» оборудования, без которого не может обойтись ни одно столярное производство: фуганок – самый «древний», наверное, годов 50-х, рейсмус, отличный форматник Robland (форматно-раскроечный станок) бельгийского производства, вайма для склеивания древесины и, разумеется, масса ручного инструмента.

Поскольку данный вид бизнеса начинался с нуля, оборудование приобреталось постепенно, в основном б/у, а главным требованием была его ценовая доступность

На предприятии выделены три технологических участка – первичная обработка древесины (строгание, пиление и т. д.), изготовление изделий (резьба, шлифование и т. д.), покраска.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Бизнес малый, так что постоянно на производстве работает не более трех человек. Как и на любом малом предприятии, функции каждого из них не ограничиваются какой-то одной узкой специализацией. Здесь всякий и швец, и жнец, и на дуде игрец. А иначе не выжить.

Ключевыми сотрудниками фирмы являются сам Георгий Георгиевич и мастер-краснодеревщик Константин Толстов, человек «с руками» и, самое главное, с фантазией в голове.

– Много работников на малом предприятии – это всегда риск, – считает директор. – Прежде всего – риск необеспеченности заказами, и как тут выполнить свою ответственность перед работниками? К сожалению, государство не предусматривает реальные механизмы поддержки малого бизнеса. Система распределения заказов порочна, неудобна и невозможна для малых предприятий. А ведь главная поддержка малого бизнеса – это стабильные заказы, поскольку сбыт – это альфа и омега любого бизнеса. Если Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», то про бизнес любой предприниматель может сказать: «Дайте мне устойчивый сбыт, и я стану миллионером». Но такой «точки опоры» для малого бизнеса в России пока нет, поэтому «Дерево желаний» не спешит наращивать производство, с осторожностью приглашает на работу специалистов.

КАЧЕСТВО – ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА
Малый бизнес, думающий о своем будущем, просто обязан требовательно относиться к качеству своей продукции. Это главное условие, чтобы держаться на плаву. А когда достигнуто качество, то встает другая, не менее важная задача – дизайн.

Дизайн помещения выигрывает от любой древесины, но если мастер использовал ясень или дуб, то возникает волшебство

– Дизайн – это то, что позволяет объединить отдельные, даже самые прекрасные предметы, в единое целое. Это как в музыке – могут быть отдельные красивые звуки, но самой музыки нет. А появляется мелодия, и все становится на свои места, – считает Георгий Георгиевич. – Дизайн дома – это абсолютно все: настроение, мысли, здоровье, если хотите, это воспитание пространством. Очень часто, начав с изготовления для клиента лестницы, мы переходим на остальную обстановку – арки, двери, диваны, кровати, шкафы, практически все, что окружает обитателей дома. И это я считаю самой интересной частью нашей работы, потому что я уверен: изменения в человеке начинаются именно с постепенного изменения отношения к окружающей его среде, к ближнему кругу вещей, обстановке, гармонии пространства. У человека появляется и растет чувство красоты, гармонии, которое потом переносится на все другое, что делает человек и вне дома. Таким образом, простая задача изготовления лестницы становится частью философской системы, встроенной в сам смысл существования человека.

При разработке предложений по дизайнерским решениям домашней обстановки специалисты фирмы ориентируются прежде всего на вкусы и предпочтения хозяек дома, поскольку мужчины часто дистанцируются от принятия решений в этой сфере. Сама разработка дизайна производится при помощи «карандаша и бумаги», без специальных компьютерных программ.

По мнению Георгия Георгиевича, процесс творчества – по-прежнему главная составляющая в производстве индивидуальных изделий. Конечно, станки с ЧПУ позволяют производить практически любые изделия с высочайшим качеством. Но ведь кто-то должен сначала это изделие придумать и найти идеальные для каждого случая формы, размеры, пропорции, линии. И заменить в этом процессе человека-творца не способен самый совершенный компьютер.

Результатом такого творческого подхода к работе стало то, что новые клиенты обращаются в «Дерево желаний» в основном благодаря «сарафанному радио», от предыдущих клиентов, довольных работой столяров. А вот затратные формы рекламы, в виде баннеров, радио, Интернета и местного телевидения, ожидаемого эффекта не принесли.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ТРИАДА
Для своих изделий «Дерево желаний» использует в основном широко известную триаду: бук, дуб и ясень.

Бук идет в основном на изготовление лестниц. Вообще, как считает Георгий Георгиевич, это лучший материал для лестницы. Он твердый, имеет высокую износостойкость, прекрасно колеруется, красив и, самое главное, наиболее финансово доступен.

А вот когда дизайн требует более дорогих пород дерева, то ясеню и дубу соперников нет. Особенно красив в изделии ясень – из-за своей уникальной текстуры. А его теплый, ни с чем не сравнимый тон делает его поистине солнечным деревом.

Дуб всегда был и остается королем всех деревьев. Мебель из дуба – это красота, прочность, долголетие изделия. Его текстура всегда узнаваема. Богатство и изящество, строгость и солидность – это дуб.

Предприятие приобретает исходное сырье у двух проверенных поставщиков, потому как дерево – материал непростой. Если при сушке недобросовестный изготовитель ускорит ее время или не соблюдет температурно-влажностный режим, это может обернуться большими проблемами – дерево попросту треснет или изогнется, причем когда уже будет у заказчика, спустя месяцы. И потом тебе отвечать за вину поставщика. Придется переделывать из своего кармана. А кроме всего прочего, это еще и потеря репутации.

Поставщики могут присылать как полуфабрикаты, сделанные по чертежам и эскизам, присылаемым с предприятия, так и, например, столярный щит требуемых под заказ размеров.

Этот аспект работы стал намного проще и выгоднее с появлением «Деловых линий», перевозящих сборные грузы из региона в регион. Ранее стоимость такой индивидуальной доставки, например из Краснодара, могла превышать стоимость самих изделий.

Налаживание таких транспортных схем, позволяющих достаточно дешево перевозить небольшие заказы, очень выгодно для малого бизнеса, позволяет ему развиваться.

А ЧТО ТОРМОЗИТ?
Главной проблемой, мешающей развитию малого бизнеса, Георгий Георгиевич считает трудности в приобретении хорошего оборудования. Мало того, что крайне сложно взять кредит для приобретения станка, так еще и неподъемные проценты по этому кредиту делают покупку практически бессмысленной, так как дальше предприятию придется работать только на банк. Ведь 20 % годовых – это, в принципе, вся прибыль.

Сейчас практика приобретения станочного парка, на примере ООО «Высота», выглядит следующим образом – необходимо накопить не менее половины суммы стоимости б/у станка, а оставшуюся часть одолжить или договориться о рассрочке. О покупке нового станка речь просто не идет, поскольку его цена в 2,5–3 раза больше.

При этом за границей, например в Китае, есть масса хорошего и недорогого деревообрабатывающего оборудования, которое пред- приятие с удовольствием приобрело бы. Стоимость такого оборудования на порядок меньше, чем аналоги, предлагаемые отечественными производителями. По качеству эти станки также серьезно выигрывают в сравнении с отечественными. Но таможенные платежи за станок из Китая повышают его стоимость многократно и делают такое приобретение невыгодным. При этом совершенно неоправданно высокие цены на аналогичное отечественное оборудование не дают развивать продажи российских деревообрабатывающих станков внутри страны, а таможенные платежи перекрывают малому бизнесу возможность обновлять свой и без того небольшой станочный парк.

По мнению Георгия Георгиевича, если Правительство РФ действительно хочет развивать малый бизнес, то прежде всего надо снять с такого бизнеса таможенные платежи на ввозимое оборудование для основной деятельности.

Второй большой проблемой являются арендные платежи. Во времена «прихватизации» государство стремительно передавало свои производственные активы в частные руки. По совершенно очевидным причинам огромные производственные площади подавляющего большинства заводов и фабрик достались управлявшим ими тогда директорам или близким к ним людям. Вместо того, чтобы с энергией частного собственника развивать доставшееся практически даром производство, к чему нас так настойчиво склоняли тогда «младореформаторы», эти новые собственники просто уволили практически весь персонал, продали станки по остаточной стоимости, а то и вовсе сдали на металлолом.

Дерево желаний Георгий Галустов_420x272.jpg
Георгий Галустов, директор творческого столярного производства «Дерево желаний», и мастер-краснодеревщик Константин Толстов

А освободившиеся производственные корпуса разделили перегородками и начали сдавать в аренду, назначая цену по собственному усмотрению. Многие из этих владельцев сейчас проживают за границей, а управляющие собирают для их небедной жизни деньги с российского малого бизнеса в виде арендных платежей, которые являются тяжким грузом и очень тормозят развитие.

Здесь хочется вспомнить закон, согласно которому если земля сельскохозяйственного назначения, находящаяся в частной собственности, не используется по прямому назначению, то она подлежит изъятию. И в случае с производственными площадями такая законодательная норма тоже была бы полезной.

Сейчас государство не имеет никаких рычагов для воздействия на ситуацию с арендными платежами, а они «съедают» у малого бизнеса до 80 % бюджета! И если этот узел не разрубить, никакого подъема малого бизнеса не будет, наоборот, мы будем наблюдать все более активное разорение предпринимателей, а ведь они могли бы производить массу полезной и конкурентоспособной продукции.

Приемлемым было бы создание при государственной поддержке панельных производственных помещений с малой стоимостью долевого строительства. Тогда субъекты малого бизнеса могли бы вложиться в такое строительство, при условии подведения коммуникаций и т.  д. Или это могут быть государственные площади, но сдаваемые субъектам малого предпринимательства в аренду по вменяемой цене.

Дорогие кредиты, таможенные заслоны и арендные платежи тормозят малый бизнес

…Но хватит о грустном – несмотря на все сложности, есть у ТСП «Дерево желаний» четкие планы на развитие. Для этого уже подобрана хорошая площадка в Сосновом бору, на которой есть большое желание построить собственные производственные площади модульного типа. Вот только, к сожалению, пока нет ясности в том, где взять на это необходимые средства.

А в заключение мне хочется отметить, что искренняя преданность выбранному делу, оптимизм, настойчивость и профессионализм Георгия Георгиевича и его коллег позволяют надеяться (хотя и вопреки «государственной поддержке») на развитие малого бизнеса в деревообработке, ведь его представители производят удивительно красивые, индивидуальные вещи, создающие особую атмосферу в домах россиян.

Игорь Григорьев,
д. т. н., профессор каф. ТОЛК ЯГСХА


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
18.06.2019
История успеха
06.03.2019
История успеха
31.10.2018
История успеха
10.08.2018
История успеха
27.07.2018
История успеха