Логистика: взгляд профессионала

18.06.2020

Сказать по правде, в процессе выбора нового оборудования мало кто задумывается о его будущей доставке. В приоритете – инженерные параметры самого оборудования и результат, который использование данного оборудования позволит получить. Поэтому покупателя интересуют прежде всего технические характеристики и производительность оборудования, наличие определенных опций, ну и, конечно, стоимость. Вопрос, как и на каких условиях это оборудование по факту готовности будет доставлено, особенно от зарубежных поставщиков, встает позднее. И тем не менее без его решения ни один завод еще не был построен.

ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ!
Роль логистики в принципе переоценить сложно, ведь от того, доставлено ли оборудование в целости и сохранности в четко намеченные сроки, зависит начало работ по установке и запуску оборудования  и, соответственно, получение предприятием-покупателем первых партий продукции. Поэтому доставка представляет собой очень важный элемент в общей цепочке, однако ее стоимость по факту оказывается не такой уж высокой. В зависимости от проекта она колеблется в пределах 3–5 % от стоимости оборудования, ведь при правильно выбранной компании, предоставляющей транспортно-экспедиционные услуги, вам просчитают различные варианты транспортировки оборудования и подберут тот, который с учетом конкретно вашей ситуации будет оптимальным – и с точки зрения экономики, и с учетом различных факторов: особенностей оборудования, наличия негабаритных узлов и элементов и т. д.

И все же главным фактором, определяющим то, каким видом транспорта оборудование поедет от производителя до площадки его будущей установки, является расстояние. К  примеру, перевозка на дальние расстояния автотранспортом  – самый дорогой из всех возможных вариантов. И,  как правило, оптимальным пределом для нее считается 2000 км. Однако автотранспорт широко применяется в цепочках мультимодальных перевозок  – скажем, до либо из порта или железнодорожной станции. Если же вы опасаетесь перегрузок оборудования в пути, которые неизбежны при таком виде транспортировки, скорее всего вам предложат мультимодальную перевозку в контейнерах как наиболее экономичный вариант. В этом случае оборудование остается надежно закрепленным внутри контейнеров, которые поедут к вам разными видами транспорта.

К  слову сказать, у каждого вида транспортировки свои преимущества. Так, перевозка по железной дороге представляет собой наиболее дешевый вариант. Суда позволяют доставлять большие партии, а факт одновременного прибытия на место всего оборудование упрощает его таможенную очистку. Что до автотранспорта, его использование обеспечивает наибольшую гибкость при выборе маршрута и пункта таможенного оформления. Автотранспорт – это также возможность доставки door-to-door («от  двери до  двери») без каких-либо дополнительных перегрузок на пути следования.

Впрочем, доставка оборудования  – это отнюдь не только его транспортировка как таковая. Есть множество других моментов, которые важно учитывать как до отправки оборудования, так и по прибытии транспортных единиц на место.

Обо всем этом беседуем с Ольгой Сиземовой, генеральным директором ООО «Сорб» – компании, более 10 лет успешно работающей в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания. И начнем наш разговор с простого и важного – сроков доставки.

У каждого вида доставки есть свои
преимущества и нюансы

– Мы всегда рассчитываем сроки исходя из реальных возможностей. И  надо отметить, что срок доставки зависит не только от времени нахождения оборудования на транспорте, но и в  значительной степени от того, какой объем оборудования включен в доставку. Часто объем настолько значительный, а его перевозка столь сложная, включая различного рода негабариты, необходимые согласования и т. д., что только погрузка оборудования может занимать до двух месяцев. Но важно озвучить, что и  покупателю это оборудование тоже будет приходить поэтапно, в  течение двух месяцев. Поэтому сроки с момента начала погрузки первой партии до отправки последнего компонента могут быть значительные. А учитывая российские расстояния и особенности, те сроки, которые мы прописываем в своих контрактах, являются максимальными. Но, как любая серьезная компания, мы безусловно стремимся эти сроки сократить и работать в пользу клиента, направляя на это значительные собственные ресурсы.

Ольга Сиземова.jpg




Ольга Сиземова,
генеральный директор ООО «Сорб»


ПОНЯТНЫЙ ВЫБОР
– В чью же сферу ответственности – производителя или покупателя – входит доставка оборудования с завода-изготовителя до места его установки?

– В  зависимости от того, на каких условиях это самое оборудование покупается. И условия эти прописаны в торговом контракте. Наша практика показывает, что при совершении импортных сделок по покупке оборудования для лесопиления и деревообработки наиболее предпочтительный вариант  – FCA на территории завода-изготовителя (прим. ред.: Инкотермс  2010). Говоря простыми словами, это означает, что ответственность производителя (продавца) заканчивается в момент, когда оборудование, прошедшее за его счет экспортное таможенное оформление, загружается его силами в транспортное средство, предоставленное покупателем. А при мультимодальной перевозке производитель обязан погрузить на первое предоставленное покупателем транспортное средство в общей цепочке доставки.


это интересно
В странах ЕС принято, что доставка оборудования с завода-изготовителя до покупателя входит в сферу ответственности производителя оборудования. В России же – напротив, вопросы доставки решает покупатель. Связано это с тем, что для поставок оборудования из-за рубежа транспортировка неразрывно связана с процедурами его таможенной очистки. В случае, если таможенная очистка в России лежит на продавце, он сталкивается с некоторыми, порой непреодолимыми препятствиями. Иностранные производители не являются резидентами, а значит, налогоплательщиками в РФ. Уплачивая при таможенной очистке в России таможенные пошлины и, главное, НДС, нерезиденты теряют право возмещения НДС, в то время как любой российский покупатель (налогоплательщик) сделает это согласно российскому законодательству. А это 20 % от таможенной стоимости товара. Слишком много, чтобы потерять.


Надо сказать, что условия FCA на территории завода-изготовителя обеспечивают будущему покупателю хорошую возможность сравнения цен на оборудование у разных поставщиков. То есть при таких условиях мы видим «чистую» цену оборудования, без расходов по транспорту. Однако надо понимать, что при этом все дальнейшие риски по транспортировке оборудования, таможенной очистке в стране прибытия и  т.  д. лежат на покупателе, поэтому правильный выбор поставщика транспортно-экспедиционных услуг  – вопрос ключевой. Кстати, даже раскрепления элементов, погруженных производителем в  транспортное средство, выполняются силами выбранной покупателем транспортной компании. Именно она должна предоставить замки, стропы, сепарационный материал, чтобы зафиксировать груз в транспортном средстве. Причем это касается всех видов транспорта. Но если для машин эти крепежные и сепарационные материалы не несут большой стоимостной нагрузки, то, скажем, для судов стоимость только сепарационных материалов может достигать 20–25 тыс. евро! Однако безусловно есть смысл тратить такие суммы на закрепление-раскрепление и  применение сепарационного материала, ведь их применение в принципе в очень значительной степени снижает риск ущерба для оборудования в пути следования, особенно когда речь идет о перевозке морскими судами.

Процесс закрепления погруженных элементов занимает примерно столько же времени, сколько их погрузка
ГАБАРИТНЫЙ НЕГАБАРИТ
– Насколько часто приходится иметь дело с  перевозкой негабаритных элементов, и представляет ли это какие-то сложности?

– То, что вы обозначили в вопросе как сложности, я бы скорее назвала особенностями. Это, как и многие другие аспекты,  – вопрос практики и опыта. Если вы не сталкиваетесь с чем-то регулярно, не делаете что-то каждый день, зачастую бывает сложно понять, как и с какой стороны к этому подойти. Перевозка негабарита для нас – вполне обычная практика. И, конечно, предлагая своим клиентам вариант доставки оборудования, мы учитываем возможности разных видов транспорта и имеющиеся для каждого из них ограничения по перевозке негабаритных грузов.

Наиболее простой вариант перевозки негабарита – морские суда, так как наше оборудование не выходит за габариты судна. А вот для автомобильного транспорта и для вагонов есть ограничения по габаритам перевозимого груза. Но следует отметить, что в  целом железная дорога обладает значительными ресурсами для перевозки негабарита, здесь существуют разные классы негабаритности. Так, мы без проблем перевозим 18метровые барабаны, другие узлы и станки, представляющие собой негабариты первой степени – самые сложные.

Для автотранспорта все немного сложнее, хотя это тоже вопрос практики и правильной подготовки документации. При превышении стандартных габаритов груза необходимо получать разрешение в  ФДА Росавтодор. Согласно поданной заявке согласовываются вид груза, его габаритно-весовые характеристики, а  также  – обязательно  – маршрут следования. Последнее обусловлено тем, что мы ездим в дальние уголки – и где-то по пути следования может встретиться низкий мост, где-то есть ограничения по нагрузкам на ось, никто не отменял и сезонное закрытие дорог.

Говоря в  общем, перевозка негабаритных грузов – большой и важный, а также довольно трудоемкий вопрос. В нашей практике не раз бывали случаи, когда совместно с производителем приходилось принимать решение, к примеру, о снятии каких-то элементов со станка для его последующей транспортировки с учетом всех имеющихся требований и возможностей. И, конечно, такое было бы невозможно без прямого контакта с производителем оборудования и общего понимания ситуации и целей.

В ЦЕЛОСТИ И СОХРАННОСТИ
Как обеспечить сохранность оборудования в пути?

– Выше мы уже говорили о важности правильного и качественного закрепления оборудования внутри транспортных средств – это, безусловно, призвано обеспечить сохранность в  процессе транспортировки. Однако это, конечно, не все. Организуя процесс доставки оборудования, мы сотрудничаем только с  проверенными транспортными компаниями. Как бы банально это ни звучало, это то, чем нельзя пренебрегать. А в своих договорах с транспортниками мы прописываем даже такие моменты, как стоянки автомобилей в ночное время – согласно нашим требованиям, они допускаются только на закрытых охраняемых парковках, пломбами к стене.

Однако не менее важно и то, насколько правильно клиент сможет обеспечить приемку доставленного оборудования, особенно если оно доставляется в  открытых вагонах. Почему это важно? Потому что, к  сожалению, мы должны признать, что наибольший риск, который существует при перевозке, – это банальное воровство. Поэтому так важно именно на этапе приемки груза понять, что груз пришел не только, как говорится, в целости и сохранности, но и в полном объеме. И если механические повреждения груза на нашем оборудовании, как правило, исправимы, то в случае, когда в пути следования что-то украли, это необходимо выявить сразу. Во-первых, мы начнем разбираться, кто ответственен за стоимостный ущерб. А  во-вторых, и  это, пожалуй, даже важнее, чем то, что было во-первых, – чем раньше обнаружится утрата груза, тем раньше мы сможем приступить к процессу допоставки. И здесь становится неважно, за чей счет пойдет само изготовление, за чей счет будет выполняться его транспортировка, – важно, что украдены могут быть такие элементы, без которых запуск завода в срок невозможен.

Поэтому в своих контрактах мы четко прописываем требования по приемке оборудования. Прежде всего доставленное по железной дороге оборудование должно приниматься в  вагонах. Почему? Дело в  том, что каждый перевозчик в цепочке – не важно, сколько их было по договорам в  случае мультимодальной перевозки – несет ответственность за груз с момента его приемки у отправителя до момента выдачи получателю. А снятый с вагона груз является выданным получателю.

Поэтому так важно до снятия груза с  подвижного состава зафиксировать и внешние повреждения оборудования, и  факты вскрытия упаковок. Если же речь идет о  контейнерах, то важно проверить их целостность, а также оригинальность пломб. Если пломбы предусмотрены, они указываются в транспортной накладной, а установка новых и  их номера (к  примеру, в случае досмотра на таможне с открыванием контейнера) фиксируется в соответствующем акте. Я всегда призываю клиентов: будьте предельно внимательны, ведь это в первую очередь в ваших интересах!


ПРАКТИЧНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
Как ни странно, каких-либо стандартных, отработанных годами схем погрузки оборудования в транспортные средства фактически не существует. И каждый раз это в какой-то степени творческий процесс. Задача погрузки заключается в том, чтобы погрузить оборудование не только надежно, но и максимально плотно, по возможности снизив количество единиц подвижного состава, занятого для доставки конкретного оборудования. Тем самым экономятся средства покупателя. При этом все мы понимаем, что оборудование, о котором идет речь – это не мешки, не коробки, не единицы правильных геометрических форм. И поэтому зачастую, чтобы наиболее плотно заполнить транспортное средство, приходится до нескольких раз загружать и выгружать элементы в процессе погрузки – для нахождения наиболее оптимального варианта их размещения.


– Но ведь для того, чтобы покрывать ущерб, причиненный в процессе транспортировки, существует страховка?

– Верно, однако страховка  – не панацея. Ведь одно дело – страховое возмещение и совсем другое – время, которое будет потеряно в связи с тем, что какое-то утраченное оборудование необходимо допоставить, а какое-то придется изготавливать вновь. А  учитывая, что сегодня срок изготовления, скажем, станка достигает полугода, можно без труда сделать выводы о том, что потерянное в  связи с ожиданием время не компенсирует никакая страховка.

Однако это не значит, что страховка неактуальна. Исходя из нашего опыта, скажу, что страховка обоснованна, учитывая средние ставки на оборудование, которое мы перевозим, – они варьируются в  пределах 0,06–0,08 от  стоимости оборудования.

Страховка представляет наибольшую актуальность для судовых партий. Ведь суда ходят круглогодично, и  в периоды штормов с  грузом теоретически может случиться все что угодно. Может смыть палубный груз. Или же ввиду большого волнения вод груз может быть смещен внутри трюмов, вследствие чего может произойти замятие и механическое повреждение груза.

Транспортировка оборудования без страховки – дело весьма рискованное
Найти страховую компанию – вопрос несложный, сегодня эти услуги на рынке широко представлены. Однако вопрос страхового возмещения не всегда так прост, как хотелось бы. И связано это не в последнюю очередь с необходимостью правильного и в срок оформления значительного объема документации, в которой непросто сориентироваться, если сталкиваешься с этим в первый раз.

Поэтому могу посоветовать вот что: при работе со страховкой важно, чтобы у  вас был на руках не только полис, но и «памятка», которую необходимо получить у страховой компании в момент заключения договора страхования. Это конкретная пошаговая инструкция, согласно которой нужно действовать при наступлении страхового случая. Какие именно документы требуется подготовить, в  какой последовательности и в какие сроки  – для того, чтобы страховая компания без проблем приняла их для подтверждения страхового случая. Нелишним будет также заранее уточнить, требует ли ваша страховая компания проведения покупателем инспекции оборудования при погрузке на транспортное средство в  месте отправления. И  еще маленький совет: если вы заключаете договор страхования, делайте это без права регресса.

ПРЕИМУЩЕСТВО В КОМПЛЕКСЕ
– Почему покупатель обращается к вам?

– Часто клиент выбирает нашу компанию, когда понимает, что мы можем не только комплексно доставить оборудование от зарубежного производителя, но и берем на себя все заботы по таможенной очистке такого оборудования. Этот момент играет весьма существенную роль. Ведь логистика  – это не только транспорт. И,  возвращаясь к срокам доставки, с которых мы, собственно, и начали наш разговор, – очень часто они зависят не только от транспортировки – от вида транспорта, маршрута, удаленности покупателя и поставщика. Сюда же входят и сроки таможенной очистки. И вот эти сроки по факту оказываются более важными, чем сроки, когда оборудование находится на транспорте. Ведь саму перевозку  и ее сроки можно спланировать и, исходя из нашего опыта, гарантировать их. Но то, сколько оборудование простоит под таможенной очисткой, мы не знаем никогда. Однако можно с  уверенностью сказать: это напрямую зависит от опыта компании, которая занимается организацией таможенного оформления.

Транспортно-экспедиционные услуги в  нашей сфере не имеют смысла без комплекса таможенных услуг. И нельзя определить, что важнее – правильно организованная экспедиция или таможенное оформление. В  разных ситуациях по-разному. Но важно, что за оба этих звена в цепочке должна отвечать одна компания,  – тогда весь этот процесс пройдет ровнее, значительно спокойнее, и по факту для клиента выйдет дешевле.

Беседовала
Полина Метс

От редакции:

мы непременно продолжим нашу беседу с Ольгой Сиземовой на страницах рубрики «Консультант» одного из ближайших номеров нашего журнала. Речь пойдет о таможенном оформлении импортируемого оборудования. Тема не только важная и обширная, но и очень интересная




Оцените материал:
Читайте также в рубрике
19.11.2020
Консультант
24.09.2020
Консультант
23.06.2020
Консультант
20.05.2020
Консультант
06.05.2020
Консультант
14.04.2020
Консультант
31.03.2020
Консультант
28.02.2020
Консультант