Деревообработка на дистанции

28.01.2021

Весной 2020 года, для того чтобы снизить риски распространения коронавирусной инфекции, большинство университетов и колледжей по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняло решение о переходе на дистанционное обучение. Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» не стал исключением. Мне удалось обсудить сложившуюся ситуацию с директором учебного заведения Звиади Шакроевичем Джгамадзе.

–  Звиади Шакроевич, уже прошло достаточно времени (беседа состоялась в июне 2020 года), чтобы сделать определенные выводы. Скажите, насколько удобно в формате дистанционного обучения взаимодействовать со студентами?

– Когда было объявлено о переходе на дистанционное обучение, естественно, мы не были готовы к этому на все 100 %, так как мы этого никогда не практиковали. Однако для того, чтобы адаптироваться к новым условиям, нам потребовалось плотно поработать в течение одной рабочей недели, за это время мы определили для себя методику и направления деятельности. Конечно, первое время было сложно привыкать и тяжело работать в новом формате. Около двух недель мы занимались проведением подготовительных процессов, а дальше постепенно, шаг за шагом был сформирован полноценный механизм, позволяющий давать студентам знания.
Сейчас вообще такое ощущение, как будто мы очень давно в таком режиме работаем

Если говорить о плюсах и минусах, то я вам честно скажу, я считаю, что дистанционное обучение возникло от некой безысходности, в ситуации, когда другого выбора просто нет. Я бы не стал выделять какие-то плюсы, которые позитивно повлияли на процесс обучения. В частности, невозможно дистанционно пилить, строгать, обучать некоторым специальным навыкам, но, повторюсь, исходя из сегодняшней картины дня данный вариант признается единственным из возможных для реализации.

– Именно последняя часть Вашего ответа меня интересует больше всего. Как же все-таки студенты осваивали прикладные предметы?

– Конечно, если мы рассмотрим любой из теоретических вопросов или дисциплину, освоение которой не требует практических действий, через призму дистанционного обучения, то сам переход из аудитории на различные платформы не нанесет особого ущерба учебному процессу. В данном случае вполне реально разработать эффективные методики.

Когда же мы ставим аналогичные вопросы по отношению к производственной практике, учебной практике, к тем областям, где необходимо проводить практическую работу и выполнять определенные операции непосредственно в учебных залах, ситуация становится более трудной. Нашим мастерам производственного обучения приходилось проявлять свои креативные способности, чтобы разработать такие задания, которые смогли бы максимально практическую часть трансформировать в теоретическую форму.


Джгамадзе Звиади Шакроевич
директор СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
О «чистоте» проведения экзаменов

– Вы знаете, я вам скажу, что наши ученики настолько хорошо разбираются во всех вопросах, связанных с новыми технологиями, что я думаю, любые попытки их каким-либо образом поймать на этом поле не имеют особого смысла. Они сегодня обладают огромным набором возможностей. Мы, в свою очередь, уверены в компетентности нашего преподавательского состава. Профессиональный подход должен оставаться таковым вне зависимости от формы обучения, каждый преподаватель должен стремиться к тому, чтобы понимать все возможные тонкости, позволяющие каким-либо образом схитрить.


Также создавалось множество тестов, вопросы которых обязательно учитывали пройденный ранее материал, и в процессе решения студенты могли определенную информацию повторить и вспомнить. Кроме этого, учебные материалы транслировались в форме видео уроков через цифровую платформу. Преподаватели демонстрировали процесс выполнения различных операций в рамках производственной практики. Однако все равно, какие бы методы ни использовались, невозможно давать знания точно в том же объеме, который достигался при проведении очных встреч.

При онлайн-обучении используются чаты в мессенджерах, группы в соцсетях, связь по электронной почте, видеоконференции и вебинары

– Как сами преподаватели оценивают переход на дистанционное обучение?

– Я могу оценивать только отзывы тех преподавателей и мастеров, которые слышал лично. Так вот, большинство из них считают, что лучше вернуться к прежней, очной системе обучения. Оказывается, что дистанционное обучение может принести в работу некоторые сложности, которые связаны и с проверкой посещаемости, и с дополнительной нагрузкой на преподавателя. К примеру, раньше, если мастер покидал рабочее место, то он спокойно мог отдыхать, теперь же человеку могут весь день отправлять задания, были даже случаи, когда в 12 часов ночи что-то отсылали. Люди у нас работают ответственные, они не могут не отвечать. Поэтому в основной своей массе преподаватели и мастера больше хотят вернуться к освоению учебного процесса классическими методами.

– В каком формате было решено провести летнюю практику?

– Она уже завершена. В связи с тем, что все студенты были переведены с производственной и учебной практики на дистанционный формат, летняя тоже в таком же виде завершается. Нами были разработаны методики для проведения квалификационных экзаменов, написания дипломных работ, они, конечно, тоже принимаются дистанционно. Практическая часть упразднена, на основании того, что ее невозможно выполнить вне учебных помещений.

Все идет своим чередом согласно нашему плану. Могу сказать, что до перехода на дистанционное образование основная программа студентами была освоена, до достижения запланированного уровня не хватило нескольких недель занятий. Точно можно быть уверенным в том, что выпускники ничего не потеряли из-за этих событий и в случае успешной сдачи экзаменов будут выпущены в статусе настоящих профессионалов. В этой части могу гарантировать объективную оценку знаний выпускников со стороны преподавательского состава.

– А что делать с первыми курсами?

– Если говорить о сдаче производственной практики, то для первых курсов там объем небольшой – один день в неделю. Поэтому у нас есть некий «задел», чтобы выделить часть времени для вторых курсов. С началом нового учебного года студенты могут, с учетом тех знаний, которые не удалось получить в полном объеме на первом курсе, доработать и восстановить абсолютно все пробелы в течение первого полугодия следующего учебного года. Конечно, в основном я говорю о всех моментах, связанных с практикой.

– Вы уверены в том, что в следующем учебном году дистанционное обучение перестанет быть единственно возможной формой проведения занятий?

– Я очень хотел бы верить в это, но не могу делать никаких прогнозов. Если вся система образования сможет полноценно заработать с первого сентября, то это, конечно, будет прекрасной новостью. Однако хочу подчеркнуть, что мы готовимся к началу учебного года согласно нашим стандартным планам. Сейчас идут государственные квалификационные экзамены, готовятся дипломы, свидетельства, аттестаты. Затем в плановом режиме все педагогические работники уйдут в отпуск. Также хочу отметить, что прием документов на поступление в наше учебное заведение осуществляется в режиме онлайн. Сравнивая статистику, где отслеживаются цифры, связанные с поступлением этого года и прошлого, практически никакой разницы мы не видим.

Беседовал Иван Борисов







Оцените материал:
Читайте также в рубрике
24.09.2020
Стань профессионалом
30.06.2020
Стань профессионалом
26.11.2019
Стань профессионалом
11.06.2019
Стань профессионалом
11.06.2019
Стань профессионалом
30.11.2018
Стань профессионалом
27.07.2018
Стань профессионалом