Верфь на Мосеевом острове

12.11.2021

Именно здесь и сейчас новое поколение плотников-судостроителей возрождает былую славу поморского коча – уникального и совершенного по своей природе деревянного судна, благодаря своей конструкции уверенно преодолевавшего суровые арктические воды. Реализуемый здесь проект «Арктическая школа традиционного деревянного судостроения» должен напомнить всему миру – но прежде всего самим нам, россиянам – о мужественных поморских мореходах, которые первыми освоили Арктику и проложили Северный морской путь.

НАЧАЛО НАЧАЛ
К большому сожалению, сейчас у нас принято считать, что до Петра  I о морях и мореплавании в «лапотной Руси» даже и не думали. А  между тем судостроение в нашей стране было развито не хуже, чем в других странах, разве что не было такого акцента на боевых кораблях. Русские корабли предназначались в основном для промыслов рыбы и зверя, транспортировки грузов и торговых экспедиций, а  мощный военный флот стал необходим Петру  I, задумавшему вернуть России земли, захваченные шведами. Немногие знают о существовании в нашей стране допетровского мореплавания, о талантах и отваге поморских моряков, которыми восхищались шведы и британцы. Между тем именно во время пребывания в Архангельске наш первый император и «заболел» морем. А побывав на Мосеевом острове, увидев, как английские и голландские корабли швартуются для торговли в Архангельске, он всерьез задумался о создании могучего военно-морского и торгового флота России.

Коч является первым историческим судном ледового класса в России

Не помня об этом допетровском этапе нашей истории, большинство из нас имеет слабое представление и о том, как происходило становление России в ее современных географических границах в Арктике. Так что архангельский проект, получивший в прошлом году Президентский грант, призван не только возродить традиции поморского судостроения, но и восстановить историческую справедливость. Чудо-корабль, созданный много веков назад русскими плотниками и названный ими звучным словом «коч», позволил нашей стране в XVII  веке открыть и закрепить за собой арктические территории.


Главную особенность коча – яйцевидную форму его корпуса – учитывали норвежский судостроитель К. Арчер при проектировании научно-исследовательского судна «Фрам» и вице-адмирал С. О. Макаров – при создании первого в мире арктического ледокола «Ермак».


Поморский коч активно использовался жителями Русского Севера на протяжении пяти столетий, начиная с XIV века. Особое место в мореходной практике поморов занимает период XVI–XVIII  вв. Именно тогда ими были освоены главные трассы сквозь забитое льдом Карское море до устья Енисея, активно велась деятельность на Новой Земле, расширялись промыслы на архипелаге Шпицберген, основан город Мангазея на севере Сибири. В 30-е годы XVIII века Двинско-Обским отрядом в рамках Великой Северной экспедиции, задуманной еще Петром I, были на кочах обследованы и географически описаны берега от Архангельска до устья Оби, впервые на карту нанесено Карское море.

Этим летом в Архангельске, точнее, на Мосеевом острове в Соломбале, начнет работу уже 4-й поток обучения в Арктической школе традиционного деревянного судостроения.jpg

Так что именно поморский коч сыграл важнейшую роль в процессе государственного освоения Арктики. Возродить его былую славу призван архангельский проект, участники которого воссоздают реплику поморского коча. За конструкционную основу реплики судна инженерами были взяты исторические описания документов Российского государственного архива ВМФ.

ПРИВЫКЛИ РУКИ К ТОПОРУ?
Этим летом в Архангельске, точнее, на Мосеевом острове в Соломбале, начнет работу уже 4-й поток обучения в Арктической школе традиционного деревянного судостроения. Организаторы приглашают (на конкурсной основе) столяров, плотников для обучения навыкам деревянного судостроения. Время бесплатного обучения – два месяца, прошедшим конкурс и принятым в школу иногородним курсантам будет частично компенсирован проезд, им предоставляется проживание и питание.

Будущих корабелов ждет полное погружение в историю народного ремесла и практическое обучение во время работы на строящемся поморском коче – первом арктическом судне. Образовательное пространство школы организовано следующим образом: созданы лекционный класс и цех практики на базе строительной площадки деревянного коча на территории Архангельской верфи. Учебная программа школы включает в себя как теорию традиционного деревянного судостроения, так и практические плотницкие и столярные работы на Архангельской верфи в процессе уже начатого строительства деревянного поморского коча.

Экскурсии для школьников и студентов на верфь помогают новому поколению россиян иначе посмотреть на историю русского судостроения, прикоснуться к традициям народов, издавна населявших Поморье .jpg

– Основным инструментом поморских судостроителей был топор, все работы выполнялись вручную, так что основной акцент в обучении будет сделан именно в наработке навыков владения традиционными ручными инструментами при строительстве деревянного морского судна,  – рассказал один из авторов проекта Арктической школы традиционного деревянного судостроения Глеб Плетнев. – Разумеется, наша верфь оборудована необходимым набором современного деревообрабатывающего оборудования, потому что мы строим современный вариант поморского коча, который затем должен пройти строгую сертификацию, подтверждающую соответствие всем существующим нормативам. Конечная цель  – создание корабля, на котором можно будет совершать экспедиции. И  один из бонусов для успешных выпускников нашей школы – возможность войти в состав команды будущего судна.

– Из каких регионов к вам уже приезжали на обучение? Есть ли ограничения по возрасту?

– К нам приезжают практически со всей России, так же разнообразен и возрастной состав – от 21 до 51. Нет никаких ограничений. Главное – горячее желание освоить основные навыки плотника-судостроителя, познакомиться с традициями северного судостроения, не имеющего аналогов в мире. А мы поможем каждому добиться успеха!

ОТРЫТЫЕ МАСТЕРСКИЕ
Кроме обучения плотников-судостроителей, Арктическая школа традиционного деревянного судостроения планирует также проведение летом этого года двухнедельного курса «Открытые мастерские» в каникулярное время для старших школьников и студентов из Архангельской области, заинтересованных молодежных групп из других регионов СЗФО. Курсы предполагают не только обучение основным навыкам профессий ручного труда (плотник, столяр), но и посещение экскурсий на предприятия судостроительной отрасли региона, посещение производственной площадки строительства коча на Архангельской верфи.

А еще будут проводиться мероприятия в рамках туристической программы «Лето в Арктике», участники которых смогут поработать – в качестве волонтеров – на деревянной судоверфи Архангельска, чтобы принять участие в строительстве уникального для России объекта  – первой реплики деревянного поморского коча.

…Авторы проекта уверены, что Арктическая школа традиционного деревянного судостроения в Архангельске, помимо создания коча и обучения судостроителей, позволит выполнить самую главную задачу  – сформирует у молодежи интерес к традиционным для Севера и востребованным работодателями профессиям ручного труда. И  вернет Поморью былую славу и привлекательность!

Евгений Карпов

Заполнить анкету, получить шанс пройти обучение в Арктической школе традиционного деревянного судостроения в Архангельске и по пытаться войти в команду строителей по морского коча можно на страничке ВКонтакте «Поморский коч» (https://vk.com/pomor_koch).


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
30.07.2021
Стань профессионалом
31.03.2021
Стань профессионалом
28.01.2021
Стань профессионалом
24.09.2020
Стань профессионалом
30.06.2020
Стань профессионалом
26.11.2019
Стань профессионалом
11.06.2019
Стань профессионалом
11.06.2019
Стань профессионалом
30.11.2018
Стань профессионалом
27.07.2018
Стань профессионалом