WOOD-ENGINE: оборудование, проверенное в работе

11.02.2019

Спрос на бывшее в употреблении технологическое оборудование для деревообрабатывающих предприятий в последние годы растет быстрыми темпами. Низкая стоимость, полная комплектность, быстрый запуск производства, а также возможность увидеть оборудование будущего завода перед принятием решения об инвестировании – эти факторы делают приобретение оборудования на вторичном рынке весьма привлекательным.

ВСЛЕД ЗА РЫНКОМ
Первым опытом работы в сфере ЛПК для руководителя компании WOOD-ENGINE Алексея Ананьева была организация в 2001 году в Тихвине небольшого предприятия, поставлявшего пиломатериалы для мебельных предприятий и для продажи за рубежом. В 2007 году, в связи с общим падением спроса на экспортных рынках и резким уменьшением рентабельности малого лесопиления, было принято важное решение – изменить сферу деятельности.

В течение двух лет Алексей Ананьев вместе со своим компаньоном Сергеем Портяновым в составе компании Forwood поставляли, монтировали и запускали лесоперерабатывающее оборудование. В 2010 году объемы поставок новых станков серьезно уменьшились. При организации новых производств инвесторы все чаще склонялись к приобретению б/у оборудования, поэтому развитие данного сегмента выглядело весьма перспективным. Сложившаяся на рынке ситуация, а также полученный опыт работы с различными технологическими линиями явились предпосылками к тому, что в том же году компаньонами была основана компания WOOD-ENGINE, которая стала оказывать услуги по инжинирингу, монтажу и запуску нового и бывшего в употреблении лесоперерабатывающего оборудования. Реализовав ряд проектов, в 2013 году компания выполнила первую крупную поставку – релокацию фанерного завода RAUTE из Румынии в Нижегородскую область. Пропорционально росту заказов увеличивался и штат компании, составляющий сегодня более 50 человек. Изначальный упор на работу с использованием современных проверенных технологий монтажа и расчет только на свои силы оказался верным. Количество реализованных проектов с каждым годом увеличивается, и в основном именно за счет поставок б/у оборудования. Так, например, в 2016 году компанией было поставлено в Россию 120 единиц оборудования, из которых на долю бывших в употреблении пришлось 100. В 2017 году при том же количестве ввезенного нового оборудования доля продаж вторичного увеличилась на 50 %, а объемы его поставок достигли 150 транспортных единиц.

За последние пять лет было смонтировано более 30 лесоперерабатывающих линий

Несмотря на такие внушительные объемы поставок, компания не является официальным представителем ни одной марки оборудования. Общая концепция работы сводится к инжинирингу и выполнению монтажных работ, а не к продаже станков и линий. Данный подход позволяет избежать обязательств перед производителем по выполнению объемов продаж и необходимости продвижения на рынке какой-либо определенной марки. Свобода в принятии решений позволяет осуществлять для заказчиков проектирование технологии будущего предприятия, выбирая именно те, что максимально полно соответствуют достижению поставленных заказчиком целей. При поставках оборудования задачей специалистов компании WOOD-ENGINE также является полное документальное сопровождение сделки, включая подготовку документации для таможенного оформления, разработку технологического раздела рабочего проекта и инжиниринг.

НОВАЯ ЖИЗНЬ ОБОРУДОВАНИЯ
По оценке Алексея Ананьева, около 60 % поставляемого на российский рынок лесоперерабатывающего оборудования – это техника, бывшая в употреблении. В основном поставляются станки и линии, изготовленные в конце 90-х – начале 2000-х годов. Основные производители – Швеция, Германия, Финляндия. Нормальный износ – около 15–20 %. Такое оборудование характеризуется оптимальным балансом «цена – качество», при этом полностью технологично. Причины продаж оборудования в Европе самые разные, но в основном это нехватка сырья. Так, например, в прошлом году специалистами WOOD-ENGINE был демонтирован один из четырех лесопильных заводов крупной компании NWP на севере Швеции, продажа которого была обусловлена увеличением плеча вывозки, повышением налогов на транспортировку древесины и, как следствие, решением руководства переориентировать существующие потоки сырья на другие заводы. Причем это достаточно современный завод 2008 года, с линией HewSaw SL200 plus мощностью до 500 тыс. м3 бревен в год при работе в 1 смену. Для приобретшей данный завод компании «Лузалес» из Республики Коми это уже второй комплектный лесопильный завод, поставляемый компанией WOOD-ENGINE. Первый, привезенный из Швеции в 2016 году, был запущен в мае 2017 года. После запуска компания «Лузалес» фактически удвоит имеющиеся производственные мощности.

«Интерес к бывшей в употреблении технике легко объясним, – комментирует Алексей Ананьев. – Технологии за последние 20 лет не изменились. Купив оборудование за 15–20 % от стоимости нового и оснастив его новой автоматикой, лесоперерабатывающие компании обеспечивают себя полноценным технологическим решением на 10–15 лет вперед. В процессе монтажа проводится ремонт, обеспечивающий надежность работы».

Даже вполне современное лесопильное оборудование, изготовленное и установленное в 2008–2009 годах сегодня можно приобрести за пятую часть от первоначальной стоимости, что особенно актуально с учетом отсутствия дополнительных таможенных пошлин на ввоз б/у техники.

Безусловно, поставлять новые станки и линии, запускать и работать с ними гораздо приятнее. Однако, помимо высокой стоимости, необходимо помнить, что не менее важной проблемой является обслуживание и эксплуатация высокотехнологичных линий. Для работы с современным оборудованием требуется соответствующая квалификация операторов и сервисных инженеров, поиск которых подчас представляет собой невыполнимую задачу. Естественно, кадры можно обучить своими силами, но необходимо понимать, что не все готовы к повышению квалификации, а уже обученный персонал в любой момент может принять решение перейти к конкурентам.


Необходимость продажи б/у техники для европейских предприятий обычно не связана с появлением проблем в ее работе. Истощение лесосырьевой базы, реконструкция производства или увеличение производственных мощностей часто приводят к необходимости продажи старых станков и линий, ресурс которых позволяет обеспечить надежную работу предприятия на долгие годы.


ТОНКОСТИ ВЫБОРА И ЭКСПЛУАТАЦИИ
Качественно разобранный, перевезенный и смонтированный завод будет работать никак не хуже нового. Приобретая уже поработавшую технику, заказчик, как правило, ставит себе цель начать получать прибыль уже в ближайшие 1–3 года и добивается этого. Точно так же, как и в случае приобретения новой линии лесопиления, инвестиционный цикл должен составлять не менее 10 лет. Для достижения таких показателей нужно правильно осуществить выбор станков и необходимых систем механизации и автоматизации, выполнив их предварительную дефектовку на площадке продавца. В первую очередь оцениваются технология, качество и техническое состояние оборудования. Осматривать линии необходимо в комплектном состоянии и подключенным к электрической сети. Не менее важной является оценка качества выполнения технического обслуживания за весь период эксплуатации. Так, на-пример, станки и линии, поставляемые из Швеции, Финляндии, Германии, находятся в гораздо лучшем состоянии, нежели станки, перепродаваемые внутри России. К сожалению, у нас в стране очень мало предприятий, где сложилась культура обслуживания техники, когда любая проблема требует обязательного решения. Если что-то ломается, нередки случаи, когда люди на производстве стараются не чинить, а как-то изменить технологию или внести местные доработки, позволяющие обходиться без ремонта. Такой подход является в корне неверным, а появление проблемных мест может привести не только к снижению производительности, но и в принципе к невозможности работы линии в штатном режиме.

На выставке Woodex 2017.jpg

При нахождении оборудования, которое соответствует заданным критериям, его следует приобретать незамедлительно, поскольку рынок весьма конкурентный.

В Скандинавских странах практически все продажи оборудования осуществляются через специализированные компании-трейдеры. Это снимает ряд обязательств с владельца и позволяет обеспечить прозрачность сделок в случае банкротств предприятий или наличия дополнительных ограничений на продажу со стороны третьих лиц. Среди трейдеров распространена практика приобретения хороших вариантов для перепродажи, даже если на тот момент нет конечного клиента.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Одна из основных проблем лесопильного производства – кадровое обеспечение. По отрасли в целом менее 50 % специалистов имеют профильное образование, что представляет серьезную проблему, поскольку для работы с современным лесопильным оборудованием требуются серьезные навыки.

Проблему с кадрами в компании WOOD-ENGINE ощущают и на собственном опыте. Для инжиниринговых и монтажных работ требуются специалисты с техническим образованием и опытом работы. На данный момент коллектив фирмы составляют 50 сотрудников, из которых 45 работают «в поле», автопарк включает 15 единиц самой современной техники. С учетом загрузки компании, одновременно осуществляющей до 5 проектов, потребность в кадрах только растет. Несмотря на то, что работа тяжелая, а монтажники работают в вахтовых командировках продолжительностью до двух месяцев при 6-дневной рабочей неделе по 10 часов в день, текучка кадров отсутствует. При адекватной оплате труда проблема не в том, чтобы заменить уходящих специалистов, а в том, чтобы привлекать новых.

Безопасность, качество соблюдение сроков – неизменные приоритеты WOOD-ENGINE

Монтаж крупной лесопильной линии в среднем занимает около 8 месяцев, поэтому крайне важным является исключение любых возможных простоев. Большую часть проблем позволила снять организация собственного парка спецтехники, включающего помимо автобусов и легкового транспорта 15 единиц подъемно-транспортных машин, адаптированных к специфике работы при монтаже объектов лесопромышленного комплекса. Специализированную технику практически невозможно взять в аренду на местах, и ее наличие в собственности является обязательным условием эффективной работы.

Приемка и демонтаж линии сортировки досок. Швеция, Ветланда, май 2018 г..jpg

Наличие ресурсной базы, парка собственной спецтехники и, самое главное, квалифицированных специалистов позволяет обеспечить полный монтаж и ввод завода в эксплуатацию своими силами, без привлечения какой-либо помощи со стороны заказчика.


Культура производства – очень важная часть общей организации предприятия. Условия работы во многом определяют и производительность труда, и качество готовой продукции. Там, где есть чистота и порядок, производительность всегда будет выше. Люди в таких условиях более организованны.


РЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ
Строительство лесопильных заводов – одно из основных направлений развития бизнеса для крупных лесозаготовителей. После достижения определенного уровня лесозаготовки перед ними встает необходимость создания собственных перерабатывающих мощностей. Обеспечение сырьем сегодня выходит на первый план, и если в советское время центром развития лесозаготовительных предприятий являлись лесопильные заводы, то сегодня наблюдается обратная ситуация, когда организация лесопильных предприятий становится возможной только при наличии собственной развитой лесозаготовительной базы. Тенденции отечественного лесопиления заключаются в укрупнении предприятий. В условиях отсутствия внутреннего рынка можно рассматривать только экспортные поставки пиломатериалов, конкурентоспособность которых является в основном следствием низкой себестоимости, а ее могут обеспечить только крупные заводы, имеющие собственную лесосырьевую базу.

Однако даже если используются современные технологии лесопиления и перерабатывается древесина с высокими физико- механическими характеристиками, качество отечественных пиломатериалов уступает пилопродукции из Швеции и Финляндии, в первую очередь вследствие нарушений технологии при пилении и сортировке готовой продукции. Наличие рекламаций приводит к снижению стоимости пилопродукции. Для обеспечения возможности повышения цен отечественных пиломатериалов на внешних рынках необходимо оснащать предприятия современным оборудованием для их верной классификации и доработки. Многие заводы нуждаются в современных линиях для сухой сортировки, оснащенных не только современными сканерами и точными системами торцовки, но и должным количеством карманов, позволяющих разделять пиломатериалы по сортам в соответствии с экспортными требованиями.

Не менее важным для эффективной работы является умение использовать отходы, реализация которых приобретает все большее значение по мере роста стоимости сырья. Производство брикетов и гранул не всегда эффективно из-за затрат на логистику. Для предприятий Красноярского края и Иркутской области выходом из этой ситуации может стать производство карбонизированных брикетов (древесный уголь, полученный из брикетов, изготовленных на шнековом прессе), продажная стоимость которых сегодня составляет 450–500 евро за тонну.

ГЕОГРАФИЯ ПОСТАВОК
Проекты компании WOOD-ENGINE можно встретить фактически по всей стране. Наиболее удаленным в России являлся монтаж лесопильной линии на Сахалине, самым крупным – текущий монтаж линии на заводе «Лузалес». Кроме технологических линий для изготовления пиломатериалов и фанеры, специалистами компании осуществлены поставки и монтаж домостроительного оборудования в Барнауле и Елабуге. В число стран, где демонтировалось оборудование, входят Швеция, Финляндия, Венгрия, Румыния, Австрия, Германия и Дания.

В сфере интересов компании находятся и зарубежные рынки. На данный момент обсуждается участие в проектах по поставке б/у оборудования из Швеции в Новую Зеландию и ЮАР, где, как оказалось, также распиливают древесину сосны.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Технологическое перевооружение в отрасли еще очень далеко от завершения. Потребуется много лет работы для того, чтобы насытить российский рынок оборудованием для производства пиломатериалов и фанеры.

Помимо работы с европейским партнерами, планируется развитие сотрудничества с китайскими компаниями. По некоторым направлениям предлагаемые ими станки и линии уже не намного уступают европейским аналогам, но их стоимость в разы дешевле.

В настоящее время недалеко от Санкт- Петербурга строится собственное производство, где будет выполняться ремонт станков, а также выпуск элементов механизации и различного внутрицехового транспортного оборудования.

Александр Тамби,
д. т. н., профессор ЯГСХА


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
20.05.2020
Технологии и оборудование
29.04.2020
Технологии и оборудование
14.04.2020
Технологии и оборудование
10.02.2020
Технологии и оборудование
17.01.2020
Технологии и оборудование
17.01.2020
Технологии и оборудование
15.01.2020
Технологии и оборудование
13.01.2020
Технологии и оборудование
27.12.2019
Технологии и оборудование
25.12.2019
Технологии и оборудование