Звено коммуникаций
Во множестве книг и кинофильмов описываются пути преодоления препятствий. Да и в реальной жизни трудностей, через которые необходимо пройти, – миллион. Чего стоят только реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы и водотоки. Процесс преодоления этих преград в разы упрощается, если неподалеку есть мосты. Именно они являются незаменимыми связующими звеньями самых различных коммуникаций.
С момента создания первого моста прошло уже более трех тысяч лет
В течение этого времени человечество использовало самые разные материалы и неоднократно меняло подходы к строительству жизненно важных переправ. Сегодня мы можем видеть настоящих инженерных монстров, выполненных из стекла и бетона. В недавнем прошлом великим достижением считались конструкции, при возведении которых использовали бетон и камень.
А еще раньше, конечно же, огромная роль отводилась деревянным мостам. Их конструкции были сравнительно просты. И, по сути, являлись отражением подмеченных в окружающем мире форм. Главное, чтобы эти формы подходили для преодоления препятствий. Бревно над ручьем, например, является прообразом моста балочного типа. Плавающее бревно – моста-плота или моста понтонного типа. А вот лианы – веревочных, а затем и современных подвесных мостов.
НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Многие из них сегодня имеют многовековую историю и по праву могут называться «народными». Они представляют собой примеры устойчивости архитектурной формы, которые точно отработаны многими поколениями строителей и плотников. Деревянные мосты отражают древнюю культуру народа, осуществляют связь времен и поколений.
Даже в годы первых пятилеток и после Второй мировой войны древесина эффективно применялась в транспортном строительстве. Однако начиная с 1950-х годов техническая политика в строительстве, ориентированная только на сборный железобетон, привела к ограничению применения древесины, включая и деревянное мостостроение с применением современных клееных конструкций.
Древесина подвергнута глубокой пропитке антипиренами и антисептиками. Чтобы увеличить долговечность конструкций, арки защищают сверху отливами, а по бокам обшивают рейками. Для удобства транспортировки каждая арка состоит из двух частей, которые жестко соединяются между собой. Ширина прохожей части – 3 м.
НАБИРАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ
Казалось, что с развитием профессионального инженерного мостостроения такие конструкции будут окончательно вытеснены из нашего мира. Однако этого не произошло. В России несколько лет назад начали массово возводить современные мосты из клееных деревянных конструкций (КДК). Но первыми ласточками у нас в стране стали пешеходные мосты «Лосиный остров» на 95м и 102-м км МКАД. Большепролетные сооружения с арочной деревянной конструкцией были разработаны архитектурным бюро ASADOV и ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, реализованы в 1999 году.
Сегодня пешеходными мостами с применением КДК не удивишь ни одну федеральную трассу. В Воронежской области не так давно была установлена пешеходная часть очередного моста пролетом 36 м на 750-м км трассы М4 «Дон». В конце прошлого года на 497-м км этого шоссе был построен двухарочный мост. Через обнинский участок Киевского шоссе перекинулся уже четвертый из пяти запланированных надземных пешеходных переходов. Все они также двухпролетные, по 26 и 30 м.
Проект использовали тот же, что и на подъездах к Калуге. Таким образом строители создают некий единый ансамбль. «Он необычен с эстетической точки зрения: есть деревянные элементы, в отличие от других подобных конструкций, где много железа, требующего большого ухода», – отметил Иван Казанцев, прораб компании-подрядчика.
По данным США, сравнение стоимости мостов из стали, железобетона и древесины показало, что если стоимость деревянного моста принять за 100 %, то стоимость металлического моста равна 150 %, а железобетонного – 310 %. Согласно тем же исследованиям, сроки службы деревянных мостов из клееной древесины составляют в среднем 50 лет. Это объясняется хорошей сохранностью антисептированной древесины и отсутствием расслоения клеевых швов.
В Книге рекордов Гиннесса в качестве самого длинного деревянного пешеходного моста указан японский мост Хорай, однако в действительности он короче моста Убэйн более чем в два раза.
НЬЮ-ЙОРК ЖДЕТ РЕДИЗАЙН
В Соединенных Штатах было построено много деревянных ферменных мостов. Один из лучших проектов длиннопролетных ферм был разработан Теодором Берром из Торрингто-на, штат Коннектикут, и основан на чертеже Палладио. Ферменная конструкция, усиленная аркой, установила новый образец для крытых мостов. Паромный мост Берр-Макколл имел рекордный размах в 108 м (360 футов). Другой удачной конструкцией была «решетчатая ферма», запатентованная Итиэлем Тауном в 1820 году, в которой верхние и нижние хорды были сделаны из горизонтальных бревен, со- единенных сетью диагональных досок.
Один из самых прославленных мостов не только США, но и всего мира – это, конечно же, Бруклинский мост. В этом месте многие могут удивиться и подумать: при чем же здесь Бруклинский мост, он же совсем не деревянный?! Но это только пока! Один из проектов его обновления учитывает подходы устойчивого развития и влияния на климат – это проект Brooklyn Bridge Forest.
Предложенный дизайн включает в себя использование FSC-сертифицированной древесины из Гватемалы, где заготовка ведется с учетом интересов местных сообществ. Команда авторов этого проекта решила переосмыслить мост как символ прогрессивных глобальных изменений. И конечно, без заботы об экологии и людях в будущем никак нельзя будет обойтись. Если проект удастся реализовать, Бруклинский мост заметно «обрастет» древесиной.
А вот самый длинный и самый старый деревянный мост в мире сделан из тика. Он расположен в Мьянме. Мост Убэйн соединяет город Амарапура с небольшой деревней-пригородом, пересекает озеро Таунтоме. Длина моста составляет около 1,2 км, он состоит из двух отрезков в 550 и 650 м, расположенных друг к другу под углом примерно 150°. Мост стоит на 1086 деревянных опорах, некоторые из которых ныне заменены бетонными столбами, и с каждым годом такие замены продолжаются, поскольку дерево гниет.
На мосту имеется несколько крытых веранд с лавочками. В девяти местах предусмотрены проходы под мостом для лодок. Мост всегда имел важное пешеходное значение для местных жителей (особенно в июле–августе, в сезон дождей, а вот зимой озеро почти полностью пересыхает). Став туристической достопримечательностью, мост приносит местным жителям дополнительный доход от продажи сувениров иностранцам. С 1 апреля 2013 года мост охраняет смена из восьми полицейских в связи с участившимися случаями противоправных действий местных жителей по отношению к туристам.
Подготовил Роман Овчинников
По информации Ассоциации Деревянного Домостроения и ru.wikipedia.org
Главные новости лета
Журнал «ЛЕС и ДЕРЕВООБРАБОТКА» всегда в курсе самых важных событий, происходящих в мире ле...
Статистика против мифов
Существует заблуждение, что в России процветает незаконная вырубка лесов, а масса недоброс...
Лесная газета
Произведения советского писателя Виталия Валентиновича Бианки раскрывают мир природы. Его ...
свежий номер