Искусство таможенной очистки

08.06.2022

«Эксперт – это человек, совершивший все возможные ошибки в очень узкой специальности» – писал в прошлом веке Нильс Бор, датский ученый, один из создателей современной физики. Смысл этих слов сегодня по-прежнему актуален. Ведь именно опытом и узкими знаниями в конкретной сфере ценен профессионал.

Причем неважно, о какой сфере речь. А поскольку наш сегодняшний разговор пойдет о таком непростом деле, как таможенное оформление импортируемого оборудования, мы с уверенностью заявляем, что без экспертных знаний тут не обойтись.

Ну уж брокера-то найти не проблема, скажете вы. И будете правы, однако лишь отчасти. Почему – рассмотрим далее.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
Гарантией успешного таможенного оформления является прежде всего то, насколько специалист, занимающийся таможенным оформлением вашего оборудования, разобрался в техническом вопросе. Если брокер  – профессионал, ценит свою репутацию и гарантирует клиенту результат, он должен в подробностях разобраться в том грузе, который приедет на таможенное оформление, понять сложность комплектации этого груза и все принципы его работы. И владеть этими вопросами он должен настолько хорошо, чтобы суметь оперативно дать максимально четкие и понятные ответы на любые запросы таможенного инспектора, которые непременно будут. Как известно, нет ничего хуже, чем что-то универсальное, поэтому только узкая специализация в данной сфере – а в нашем случае речь, конечно, о деревообрабатывающем оборудовании – дает преимущество и гарантирует результат. И вот такого брокера вы вряд ли навскидку найдете на просторах Интернета по ключевому слову в поисковике.

Об этом, о преимуществах неуниверсальности, а также о многих других вопросах таможенного оформления беседуем сегодня с Ольгой Сиземовой, генеральным директором компании ООО «Сорб», на счету которой десятки успешно проведенных таможенных очисток лесопильных и гранульных заводов в России.

Ольга Сиземова.jpg




Ольга Сиземова,
генеральный директор ООО «Сорб»


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Наш разговор мы начнем с самого простого – что мы называем профессиональным таможенным оформлением?

– Если сформулировать коротко, то это оформление в максимально короткие сроки с минимальными расходами для клиента. Очень важно четко соблюсти все законодательные нормы, чтобы у клиента ни в процессе таможенной очистки, ни потом не возникло проблем и сложностей. Чтобы весь процесс прошел гладко, важно грамотно подготовить комплект документов. Поскольку в случае с деревообрабатывающим оборудованием мы говорим о таможенной очистке сложных комплексных грузов, которые включают в себя металлоконструкции, различные узлы и агрегаты, объединенные между собой в технологическую цепочку множественными связями, мы обязательно должны отразить в декларации эти связи. Важно показать, как металлоконструкции «оплетены» системами электрики и автоматики, ведь все это является неотъемлемой частью оборудования, а значит, комплектацией груза, подлежащего растаможке.

Причем процесс осознания сложности вопроса происходит у всех по-разному. Кто-то пытается получить самую низкую цену на рынке и лишь потом понимает, во что ему это обходится по факту,  – будучи вынужденным отвечать на бесконечные технические вопросы от брокера, покупатель в результате тратит значительно больше своего времени, чем с тем брокером, чья услуга куплена по сходной цене.

Непрофессионализм брокера будет стоить вам и времени, и денег

Кто-то, наоборот, пытается действовать самостоятельно, засыпая при этом вопросами производителя оборудования. К слову, в сферу ответственности производителя данная работа не входит, как не входит и работа по адаптации инженерных чертежей или другой чисто технической информации на более простой и понятный для таможни язык. Например, производитель может предоставить гидравлические схемы, но в таможне их не поймут, а узкий специалист увидит в них количество гидроцентров, типы гидротруб и гидрошлангов и сведет это все в спецификацию, понятную для таможни. Все детализированные документы, которые стандартно предоставляет поставщик оборудования (например, подробное описание всех устройств системы автоматики), появляются уже после проектирования – фактически к тому моменту, когда оборудование уже почти готово к отгрузке. Однако начинать готовить документы для таможенной очистки в этот момент уже поздно.


Таможенное оформление импортируемого оборудования в России не входит в сферу ответственности поставщика – от него требуется лишь предоставить техническую документацию. А вот адаптировать эту документацию, сделав ее понятной для российских таможенных органов, – и есть задача брокера. Вместе с тем нельзя ничего упустить, ведь вещи, само собой разумеющиеся для работающих в конкретной сфере, отнюдь не являются таковыми для таможенных органов. А груз ответственности за таможенную очистку лежит не на брокере, а на покупателе-импортере. Последствия того, что брокер с неадаптированной документацией идет в таможню, могут быть самые непредсказуемые – вплоть до обвинения брокера и покупателя в недостоверном декларировании, попытке обмана таможенных органов, ареста и изъятия товара. Все это означает не только время, но и деньги, причем деньги немалые. Поэтому попытка сэкономить на услугах подготовки документов для таможенной очистки зачастую приводит к совершенно противоположным результатам.


– Как возможно оптимизировать затраты покупателя оборудования, связанные с таможенным оформлением?

– Относительно поставок комплексного оборудования и техно логических линий – есть два типа таможенного оформления, которые позволяют сэкономить деньги клиента,  – оформление блочное и оформление с получением классификационного решения (классрешения). И  то и другое позволяет оформить весь объем ввозимого комплекса оборудования единым таможенным кодом, единым разрешительным документом и единой таможенной пошлиной. Это не просто удобно, это еще и обеспечивает существенную оптимизацию рас ходов покупателя.

УДОБНОЕ БЛОЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
– От чего зависит выбор одного из этих двух вариантов?

– От объема груза, подлежащего таможенной очистке. Так, блочное таможенное оформление может применяться для небольшого объема оборудования, ограниченного товарными партиями. Обычно это поставка объемом до 20 вагонов или до 20 единиц автотранспорта. Если же объем превышает указанные пределы, то транспортные затраты для формирования такой товарной партии становятся настолько высокими, что оптимизация таможенного оформления в данном направлении становится неинтересной. Яркий пример оборудования, для которого удобно и выгодно применять блочное таможенное оформление,  – линия сортировки бревен. Если это оборудование будет поставляться частями, то каждая часть будет иметь свой таможенный код. Это и металлоконструкции, и элементы электрики, и элементы автоматики, и моторы-редукторы, и операторские, и гидравлические части… Все это означает массу разрешительной документации нетарифного регулирования, огромную работу брокера по кодировке каждого такого элемента. Кроме того, на каждый таможенный код применяются свои меры регулирования, а именно – разные размеры пошлин, от 0 до 20 %. Таким образом, процесс поставки оборудования частями был бы сверхтрудоемким и дорогим – и по трудовым, и по финансовым затратам.

При применении блочного таможенного оформления наша задача заключается в том, чтобы доказать, что абсолютно все грузовые места данной поставки представляют собой единую линию. Для этого необходимо не просто представить описание, объясняющее, что все ввозимые элементы тесно связаны друг с другом и при выключении одного из них линия работать не будет. Нужно суметь ответить на все вопросы, поступающие в связи с этим грузом, предоставить расчеты и обоснования. И здесь есть масса нюансов. Имеет значение все, вплоть до того, как именно вы назовете позиции в описании. К примеру, цепь сортировочного конвейера. Стандартно поставляется с определенным запасом. Этот запас необходимо обосновать и дать ему правильное наименование: резерв для целей сборки, натяжки и т.  п. Иначе из установочного элемента он превратится в запасной, а это уже совсем другая история.

РЕШЕНИЕ НЕПРОСТОЕ, КЛАССИФИКАЦИОННОЕ
– В чем особенности и удобство оформления с получением классрешения?

– Начнем с того, что мы рекомендуем получать классрешение, если объем транспорта превышает 20 машин или 20 вагонов. Это заключение об особом порядке декларирования, которое позволяет везти оборудование в разобранном виде, но при этом применять единый таможенный код и единую пошлину, соответствующую данному коду.

Это сильно упрощает вопрос транспортировки и передачи в монтаж. Допустим, объем оборудования 80 вагонов – одновременно такой объем невозможно ни погрузить, ни отправить. Классрешение же как раз позволяет перевозить все эти элементы отдельно. То есть поставщик оборудования может отправить, скажем, 2  машины, 4  машины, и все это будет оформлено единым кодом. Что здесь еще важно? То, что это позволяет отгружать элементы оборудования в зависимости от нужд монтажа на площадке у покупателя. Полученные элементы уже самой первой партии могут быть сразу переданы в монтаж, далее по ходу прибытия добавляются новые элементы, которые также передают ся в монтаж. Фактически это позволяет вести транспортировку и монтаж одновременно. Это огромная экономия времени, ведь те же самые 80 вагонов оборудования – это 2–3 месяца транс-портировки, а значит, примерно столько поку-патель сможет сэкономить на сроках монтажа при применении классрешения. Для больших комплексов оборудования это огромный плюс, который становится еще больше, если иметь в виду сибирские климатические условия, когда срок монтажа органичен сезонно  – к примеру, раскручивать кабели в зимних условиях вне помещения крайне нежелательно, металл на морозе становится хрупким, и это чревато проблемами, вплоть до повреждения оборудования.

– Подготовка документов для получения классификационного решения аналогична по сложности блочному оформлению?

– При таможенном оформлении комплексных заводов и технологических линий очень важна комплексность поставки – для прохождения всех узлов и элементов оборудования единым таможенным кодом. Поэтому, готовя к подаче заявление на классификационное решение, необходимо составить список всех элементов, из которых это оборудование состоит, и доказать, что все эти элементы входят в данную линию или комплекс.

Здесь архиважен вопрос адаптации технической информации под требования таможни. И именно эта задача стоит перед брокером – не только разобраться в технической документации, в кабельных журналах, но и понять, как все взаимосвязано между собой, где и как движется товар – в продольном или поперечном направлении, как связаны узлы друг с другом, как соединены, и многое другое. К примеру, важно четко пояснить, зачем в поставку входят кабели ровно в таком количестве, а без предоставления кабельных журналов сделать это  – целое искусство. Технические чертежи производителя оборудования являются очень сложными, их необходимо упростить. Однако надо понимать, насколько именно, чтобы не упустить важного.

ЭКОНОМИЯ НАОБОРОТ
– Каковы могут быть последствия неграмотно подготовленной документации?

– В случае, когда описание оборудования выполнено непрофессионально, даже если классрешение будет получено, есть большой риск того, что часть позиций списка будет попросту вычеркнута. А  теперь представьте себе, чем грозит, если будет вычеркнута, скажем, автоматика. Автоматика потребует не только отдельного таможенного оформления, отдельной уплаты пошлин. Кабели потребуют отдельной классификации  – отдельного кода, других, нетарифных мер (в том числе получения сертификатов, противопожарных сертификатов, деклараций соответствия, обоснования отсутствия двойного применения и  пр.). Получение одних только деклараций соответствия на каждый датчик, на каждый кабель будет стоить немалых денег. И  здесь не просто не получится сэкономить  – ведь вам придется заплатить и пошлину за кабели, датчики, частотные преобразователи и т.  д., а также заплатить за получение разрешительных документов. Их получение, кстати, также занимает немало времени. Получение, к примеру, только противопожарного сертификата занимает до месяца.

ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ
– Ваша компания занимается и организацией транспортно-экспедиционного обслуживания, и подготовкой документации для таможенных органов. Насколько эти процессы связаны между собой?

– Транспортировка оборудования и его таможенное оформление – вещи не просто взаимосвязанные, но и взаимозависимые, поэтому в идеале и тем и другим должен заниматься один поставщик услуг.

К примеру, когда мы составляем документы для классрешения, мы опираемся как на проектировочную документацию и чертежи, так и на распределение узлов и агрегатов по грузовым местам. Мы знаем, что если определенный узел занимает одно грузовое место, нет смысла его детализировать в документации. Допустим, шнековый конвейер в сборе с мотором-редуктором и небольшой опорной конструкцией. Для транспортировки мы поставим это все на одну палету, это будет одно грузовое место, и детализировать его не нужно. Но информация о том, сколько грузовых мест займет каждый конкретный узел, появляется только на момент изготовления этого оборудования. И если мы по опыту знаем, что конкретный конвейер поедет как одно грузовое место, то при организации транспортировки мы даем соответствующее указание по погрузке. Потому всю погрузку мы готовим согласно тому, как мы сами прописали это в документации классификационного решения. Скажу так: мы не начнем грузить оборудование до того, как получено классрешение, потому что оно в принципе является инструкцией для погрузки.

Сторонний брокер, конечно, может также дать указание, что он так-то составил классрешение и оборудование необходимо соответственно погрузить. Но это не работает, поскольку требования могут быть как адекватные, так и нет. Кроме того, брокер не отвечает за транспортировку и может предложить невыгодное по транспорту решение. К примеру, 28метровый конвейер, который физически не войдет в одну машину, будет разобран (скажем, на 12 частей). А у брокера в документации указано «конвейер 1 шт.». Все эти 12 мест должны быть погружены в одну товарную партию (машины, поданные, загруженные и прибывающие на таможню одновременно). Но, как правило, когда заказывается транспорт, факт необходимости погрузки товарных партий не учитывается. И  расходы по простоям, которые вынужденно появляются при формировании партий, не учитываются в бюджете на транспорт. Мы знаем об этих и других скрытых расходах клиента. Знает ли о них сторонний брокер?

ВСЕМУ – СВОЕ ВРЕМЯ
– Когда же стоит приступать к подготовке документации? Ведь после заключения контракта на покупку оборудования пройдет немало времени, прежде чем оборудование будет готово к отгрузке.

– Все верно, и, как правило, в обычных условиях срок изготовления занимает 6–7 месяцев, из них 4–5 месяцев уходит на проектирование. А значит, подробные чертежи у производителя появляются не раньше, чем к пятому месяцу плотной работы над проектом. А  по российскому законодательству на получение, скажем, классификационного решения требуется 90  дней с момента подачи заявления в таможенные органы. То есть к моменту подачи данного заявления все описание оборудования, которое в случае комплектного завода часто представляет собой многотомную книгу, должно быть готово. Поэтому приступать к подготовке этих документов следует практически сразу после подписания контракта. Конечно, небольшой срок для оценки рынка соответствующих услуг и принятия решения у покупателя есть.

Говоря о сегодняшней ситуации, нельзя не отметить, что производственные мощности практически всех западных производителей заняты на пару лет вперед. А значит, подписывая контракт на покупку оборудования сегодня, покупатель имеет больше времени на изучение вопроса и принятие решения. Однако и при таких условиях будет большой ошибкой оставлять вопросы подготовки к таможенной очистке на последний момент.

Беседовала Полина Метс



Оцените материал:
Читайте также в рубрике
18.04.2024
Консультант
27.03.2024
Консультант
30.10.2023
Консультант
10.10.2023
Консультант
21.09.2023
Консультант
23.08.2023
Консультант
09.06.2023
Консультант
02.05.2023
Консультант