Конкуренция мебельного спроса

30.09.2022

В Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России заявили, что по итогам неполных пяти месяцев 2022 года в России зафиксирован рекордный спад продаж мебели. При этом западные компании покидают рынок, конкурентов становится меньше. Почему мебельщики не используют свой шанс?

Компания IKEA открыла в России свой первый магазин в 2000 году, сегодня же, спустя 22 года, шведы приняли решение заморозить розничные продажи и продать четыре российских завода. Вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Олег Нумеров считает, что за это время российский потребитель узнал много нового, как о подаче товара, так и о культуре обустройства интерьера.

Минпромторг и Яндекс.Маркет договорились о предоставлении индивидуальных условий для российских производителей мебели

Казалось бы, с российского рынка ушел сильный конкурент, в стране остались опытные профессионалы-мебельщики, а проблем в отрасли меньше не становится. Чтобы разглядеть «слепые зоны», обсуждать проблематику необходимо на профессиональном уровне.

В ПОИСКАХ ДРАЙВЕРА
В частности, такие вопросы обсуждались в ходе Всероссийской конференции производителей мебели. Особое внимание на конференции было уделено вопросам обязательной меблировки. Президент АМДПР и генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков отметил, что мебельная отрасль может воспользоваться падением продаж квартир в регионах (речь идет о  60-процентном спаде продаж). Ведь государство в  такой ситуации вынуждено оказывать поддержку по ипотечному кредитованию. Однако есть и те, кто к теме меблировки относится без явных симпатий. По мнению представителя компании «Орматек», такие новшества приведут к перераспределению рынка. Объяснил он это тем, что в реальности осуществлять производство продукции в регионах смогут не более четырех больших производств, из-за чего может пострадать вся отрасль.

Чтобы привлечь строительный сектор к вопросу меблировки и избежать олигополии рынка, сооснователь Mr.Doors Максим Валецкий предложил разработать отраслевую платформу, которая будет создавать конкурентные условия и учитывать мощность предприятий.

Максим Гришаков, генеральный директор Hoff, в свою очередь считает, что стоит обратить внимание на стоимость мебели, по его мнению, цены необходимо снизить. «Мебель  – это наш основной бизнес. Несмотря на то что курс бьет рекорды, цены от поставщиков все равно находятся на уровне плюс 10–15% от начала февраля. Мы видим, что из-за этого растет отток покупателей, так как потребители не понимают, почему цены выросли. Мне кажется, при таком курсе надо уже возвращать цены на тот уровень, который был до всей этой ситуации», – подытожил эксперт.

А ЭКСПОРТ ЧТО?
Сергей Змиевский, президент ООО «Алмаз», обратил внимание, что российские мебельщики нуждаются в новых зарубежных рынках. По его словам, отечественные предприятия потеряли доступ к европейским рынкам, сейчас предприятия рассчитывают на помощь государства в поиске новых рынков и логистической поддержки для экспортеров мебели.


Один из источников Минпромторга отметил, что введение требований для сдачи квартир с обязательной меблировкой возможно только после разработки соответствующего нормативного акта.


Возвращаясь к разговору об IKEA, хотел бы обратить внимание, что бόльшую часть продукции, производимой в России, шведы отправляли на экспорт. В такое непростое время грамотное использование емкости зарубежных рынков однозначно прибавило бы уверенности отечественным производителям. Российские предприятия и раньше уделяли экспортному направлению большое значение, но при этом потенциал отрасли всегда использовался минимально. Имеют ли наши мебельщики сегодня достаточно возможностей?

В рамках проходящих этим летом в ЦВК «Экспоцентр» мероприятий президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин говорил о необходимости сохранения связей, которые были наработаны, в том числе и с западными странами, поскольку всякая ссора всегда заканчивается миром, который рано или поздно наступит, и надо будет выстраивать связи. По его мнению, следует также осваивать новые регионы и новые рынки. Это африканский континент, Тихоокеанский регион, Латинская Америка. Еще одно направление, в котором следует двигаться вперед, – это использование выставок для привлечения инвестиций, продвижения новых инвестиционных проектов. И конечно, выставочной деятельности необходима нормативно-правовая база в виде принятия соответствующего федерального закона, считает президент ТПП РФ.

Мебельщики не понимают причин роста стоимости химических компонентов, произведенных в России
СЛИШКОМ ДОРОГО
Горизонт планирования понятен, только не до конца ясно, как к этому горизонту двигаться. Ряд отраслевых аналитиков отмечают, что выстраивание новых логистических цепочек на восток становится слишком дорогим и часто даже нерентабельным. Предпринимателям в  основном приходится сталкиваться с колос-сальными логистическими затратами.

Генеральный директор ООО «Свеза-Лес» Анатолий Фришман дал комментарий по этой теме в рамках своего выступления в Совете Федерации. «Крайне важно обеспечить какие-то объемы, контейнерные поезда в сторону Китая, какие-то гарантированные объемы, гарантированные тарифы, потому что сейчас, даже при возможности продать, даже при том, что мы находим клиентов, мы не можем организовать логистику», – подчеркнул он.

Таким образом, без поддержки со стороны государства экспортный вопрос решить будет тяжело. С другой стороны, однозначно можно утверждать, что на фоне ухода западных компаний с российского рынка из всех видов производимой лесопромышленным комплексом продукции именно мебельная имеет наибольший потенциал, чтобы закрыть освободившиеся ниши.

Материал подготовлен по информации, предоставленной Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России


Надо держаться!

С вопросами по реальной ситуации в бизнесе редакция обратилась к Сергею Яковлеву, директору компании «Детальбург». Петербургское предприятие занимается производством мебельных деталей на новейшем итальянском оборудовании с ЧПУ, оказывает полный цикл услуг: распил, спецкрой, профилирование, сверловка, кромкооблицовка, упаковка.

– С какими трудностями, возникшими перед всей отраслью, на сегодняшний день вам уже удалось справиться?

– Стоит особо отметить, что специфика направления деятельности нашей компании в какой-то мере оградила нас от большинства проблем, возникших в мебельной отрасли. Мы почувствовали их косвенно. Например, в виде временного снижения активности наших заказчиков, в некоторых случаях это отражалось в снижении стоимости заказов и увеличении сроков поставки на необходимые материалы и комплектующие. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, мы не стали сильно менять свои планы по дальнейшему развитию компании в 2022–2023 годах, а лишь внесли определенные поправки. Поэтому с уверенностью можем сказать, что мы будем вынуждены сами столкнуться со всеми нынешними реалиями мебельного бизнеса. Считаем, что только объединив усилия, мы сможем выйти победителями из сложившейся ситуации.

– Что изменилось в процессе обслуживания и сервиса оборудования?

– На наш взгляд, явных изменений не произошло, критичных скачков в ту или иную сторону не случилось.

– Как обстоят дела с доступностью тех или иных запасных частей?

– Мы не так часто производим ремонт оборудования, где необходимо было бы использовать новые запчасти. Достаточно вовремя делать ТО, которое даст избежать серьезных поломок. К тому же большое количество расходников можно произвести на территории РФ под заказ и не использовать оригинальные. Думаем, что ситуация с основными головными агрегатами чуть сложнее, но пока она нас не коснулась.

– С какими трудностями в работе сегодня сталкивается компания, и как, на ваш взгляд, можно решить эти проблемы?

– В производственной компании трудностей всегда много, и решать их приходится 24/7, вне зависимости от текущей ситуации на рынке или в стране. Но если говорить про внешнее воздействие, то, конечно же, прежде всего это заметно по нашим потребителям/заказчикам. Прежде всего это дебиторская задолженность. Бюджеты на государственные тендеры сокращаются, физические лица пытаются сэкономить, мебельщики подстраиваются под них, и заказы добывать становится тяжелее. Но мы всегда стараемся клиенту выдать безупречное качество, поэтому держимся и развиваемся намеченными темпами.

– Что сейчас происходит с проектами, где до 24 февраля уже были подписаны договоренности о плановых поставках импортного оборудования, материалов?

– Все наши договоренности с партнерами о поставках импортного оборудования в этом году исполнятся в срок, возможно, с небольшим сдвигом, и то по большей части по нашей инициативе. Что касается материалов, то, конечно же, уход некоторых крупных производителей с мебельного рынка РФ стал проблемой. Так как на сегодняшний день перенять первенство или заменить на все 100 % некому. Приходится перестраиваться, заключать новые контракты и развивать другие бренды.



Оцените материал:
Читайте также в рубрике
13.10.2022
Консультант
30.08.2022
Консультант
26.07.2022
Консультант
26.07.2022
Консультант
07.07.2022
Консультант
16.06.2022
Консультант
08.06.2022
Консультант
23.05.2022
Консультант
04.05.2022
Консультант