Мастерская современного столяра

27.07.2018

Столярное дело в России как значимая отрасль производства было фактически уничтожено в начале XX века в связи с развитием массового фабричного производства. Несмотря на то, что столярные соединения прочнее и обеспечивают лучшую формоустойчивость конструкций, чем любые другие, трудоемкость и длительность их изготовления не позволили им выиграть конкуренцию с более дешевыми изделиями, изготовленными промышленным способом. В результате развитие столярного дела разделилось на два направления: фабричное, занимающее сегодня более 95 % рынка, и классическое столярное искусство, традиции которого массово начали возрождаться только в последнее десятилетие.

Начать обрабатывать древесину и изготавливать столярные соединения может каждый. Чтобы стать столяром, потребуется несколько лет, настоящие же мастера не прекращают учиться никогда. За 1–2 года стать профессионалом невозможно, этого времени хватает только на освоение основных столярных приемов работы с древесиной. К примеру, на настройку такого, казалось бы, простого инструмента, как рубанок, может потребоваться несколько часов, а для того чтобы научиться им пользоваться, необходимо прострогать несколько километров древесины.

Даже после продолжительного курса обучения на изготовление столярного шкафа или небольшого прикроватного столика в первое время у начинающего мастера будет уходить несколько недель. Работа над большими проектами идет в течение нескольких месяцев, и не каждый заказчик готов столько ждать, а тем более – оплачивать такие, весьма дорогие изделия.

Для изготовления столярных элементов необходимо использовать только самую лучшую древесину, с равномерно распределенными по объему физическими свойствами и не содержащую пороков строения. Это значительно увеличивает ее стоимость, а также создает сложности с ее приобретением, так как доля таких заготовок в общем объеме сравнительно невелика. Для примера можно привести точеные элементы мебели или деревянную посуду, которые могут быть полностью изготовлены на токарном станке в течение нескольких часов. С другой стороны, к примеру, при точении посуды может быть использована древесина с пороками, причем чем их больше, тем лучше – тем фактурнее получается конечное изделие.

Хороший инструмент побуждает
к работе

СЫРЬЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Древесину для столярных работ приобрести достаточно сложно. В розничных строительных магазинах продаются преимущественно пиломатериалы естественной или транспортной влажности, не рассортированные по качественным характеристикам. Кроме того, очень немногие производители пиломатериалов имеют маленькие сушильные камеры, позволяющие им производить небольшие партии пиломатериалов требуемых сечений заданной влажности. Возникает интересный парадокс: вроде бы хвойных пиломатериалов выпускается много, а использовать их в столярном деле сразу, без дополнительной обработки, невозможно. Как ни странно, но в сухом виде, как правило, продается в основном древесина экзотических пород, которую тем не менее необходимо дополнительно выдерживать в мастерской при определенной температуре и влажности не менее месяца. Ценные породы древесины, такие как дуб и бук, поставляются с Кавказа. До определенных политических событий выполнялось большое количество поставок из Украины. Наибольший ассортимент древесины экзотических пород предлагается специализированными магазинами, такими как Bumans. Стоимость их достаточно высока, что в наибольшей степени объясняется высокими транспортными затратами и низким потребительским спросом, а это, в свою очередь, также сказывается на цене изделий.

СОВРЕМЕННЫЙ СТОЛЯР
В столярном деле можно выделить три основных направления:

  • белодеревцы – мастера, работающие с недорогими породами древесины и изготавливающие дешевую мебель, окна и двери;

  • краснодеревцы – мастера, работающие с ценными породами древесины. Конечно, из красного дерева или дуба могут быть изготовлены лестницы, окна и другие изделия, но все же основным продуктом их труда является дорогая мебель;

  • чернодеревцы – мастера, обрабатывающие наиболее ценные породы древесины, как правило, изготавливающие деревянные мозаики – маркетри и интарсии.

Сегодня к столярам часто относят людей, изготавливающих мебель, хотя при классическом понимании профессии это достаточно спорно, поскольку современная мебель в основном изготавливается из композиционных материалов на современных станках, в том числе с ЧПУ. При всех ее несравненных достоинствах такая мебель имеет мало отношения к классическому столярному искусству.

 Прикроватный столик работы Павла Вахитова, выпускника столярной школы Rubankov.net.jpg    День открытых дверей в столярной школе Rubankov.net.jpg

По мнению преподавателя школы Rubankov. net, определившей своей целью возрождение столярного дела, Алексея Юрьевича Дейкина, столяром в классическом понимании этого тер-мина может называть себя только тот мастер, который работает с цельной древесиной, формируя изделия с помощью столярных соединений. В современном мире работать так могут позволить себе либо реставраторы, либо любители, поскольку никто, кроме них, по экономическим соображениям не может себе позволить делать вручную изделия из цельной древесины. Получившиеся конструкции будут слишком дорогими и не всегда смогут найти своего покупателя. Единственным исключением из правил могут быть изделия мастеров с именем, которые приобретают не из практических соображений, а для возможности иметь работу признанного мастера.

В промышленных масштабах труд классического столяра сегодня востребован только в литейном деле. Несмотря на высокий уровень удельных затрат на изготовление одного изделия, это все равно дешевле, чем одиночное станочное производство опытных образцов, изготовление которых на станках слишком затрат- но, а порой и невозможно без разработки дополнительных специальных приспособлений. Этот процесс практически невозможно механизировать, поскольку модели всегда разные. Даже в век высоких технологий большинство таких моделей изготавливают вручную.

В наше время искусство ручной обработки древесины следует рассматривать в качестве достаточно дорого, можно даже сказать элитного хобби. В современном мире существует немало других, более дешевых способов самореализации. Столярное искусство для многих является слишком сложным или недоступным по финансовым соображениям. Несмотря на это, в столярные школы поступает достаточно большое количество слушателей, причем все больше девушек хочет учиться этому мастерству. В некоторых группах доля представительниц прекрасного пола достигает трети от общего количества обучающихся.

 С каждым годом все больше девушек интересуется столярным делом.jpg    Минимальный набор необходимых инструментов.jpg

Профессионалы школы Rubankov.net считают, что современный профессиональный столяр в большинстве случаев может быть охарактеризован как уже состоявшийся мужчина, имеющий сторонний источник дохода, обладающий временем на серьезное погружение в профессию и возможностью арендовать или построить отдельное помещение для работы с древесиной. Помимо места для работы, необходимо обеспечить себя качественным инструментом, стоимость которого также весьма высока.

СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
При организации собственной столярной мастерской необходимо исходить из параметров выпускаемых изделий. Каждое изделие требует использования определенных пород древесины и различных инструментов для ее обработки. Необходимый набор инструментов должен служить не для изготовления абсолютно любых вещей, а подбираться в зависимости от параметров конкретного проекта.

Изготовить небольшой прикроватный столик можно, даже обладая небольшим помещением, площадью от 4–5 м2. Здесь необходимо установить верстак, организовать место хранения древесины и поместить шкаф с инструментами. Минимальный набор инструмента для изготовления такого столика следующий:

  • рубанок для чистового строгания;

  • рубанок торцовочный;

  • обушковая пила для точных работ, позволяющая изготавливать шипы;

  • двухсторонняя японская пила или две европейские, позволяющие распиливать древесину как вдоль, так и поперек волокон;

  • минимум 3 стамески, шириной 50, 20 и 6 мм;

  • разметочный инструмент (угольник, линейка, рулетка, разметочные нож и рейсмус);

  • заточная система;

  • несколько струбцин;

  • стружок;

  • малка.

Чтобы научиться пользоваться каждым из указанных режущих инструментов, необходимо несколько недель или месяцев. Снизить затраты времени можно, только используя качественные инструменты, не требующие постоянной правки во время работы. Доводка и постоянная заточка некачественного инструмента способна увеличить продолжительность работы в 2–3 раза. Кроме того, обработка древесины несбалансированным и плохо режущим инструментом не позволит ощутить удовольствие от работы с деревом, а также обязательно скажется на качестве работы. Стоимость подобного набора не может быть меньше 30–35 тыс. руб. При этом, большинство мастеров стремится купить еще более дорогой и качественный инструмент, понимая, что это значительно сэкономит силы и время.

Вместе с тем практически невозможно составить рекомендации по точному выбору моделей инструмента, которые удовлетворили бы каждого мастера. Столярное ремесло не относится к точным наукам.

Сколько мастеров, столько существует и мнений, чем и как делать каждое из соединений

Дереворежущий инструмент всегда подбирается индивидуально. Поскольку его заточка и настройка достаточно длительны и отнимают много сил, он не может быть общественным. По словам А. Ю. Дейкина, «инструмент – это продолжение руки мастера; пользоваться чужим инструментом в столярной среде не принято и считается неприличным».


Выбирая новый ноутбук, телефон или зимнюю резину для автомобиля, любой из нас стремится к приобретению последней модели и не желает покупать эти и многие другие вещи бывшими в употреблении или на блошиных рынках. На инструменте же, от которого в работе столяра зависят скорость и качество работы, а соответственно, и размер дохода для приобретения упомянутых вещей, многие почему-то пытаются экономить.


В последние годы набирает популярность применение японского инструмента. Приемы столярного мастерства в этой стране не изменялись с XV в., только повышалось качество сталей и развивались технологии изготовления режущих материалов. Хотя японский инструмент обладает серьезными отличиями от традиционно используемого в России, во многом он позволяет облегчить труд и повысить качество обработки древесины.

Несмотря на высокое качество современных инструментов, стоимость исходной древесины и высокая длительность выполнения вручную всех операций не позволяет говорить о возможности перевода классического столярного дела из категории хобби в коммерческую плоскость – слишком низкая окупаемость. На изготовление прикроватного столика даже опытному мастеру потребуется не меньше недели времени. При станочном изготовлении в условиях отработанной технологии такой столик может быть изготовлен за два дня. Фабричное изготовление при разделении труда и больших объемах производства позволит сократить это время еще в несколько раз.

Экономически эффективное изготовление столярных элементов сегодня возможно только при использовании современного станочного парка. Такой подход привел к тому, что в массовом понимании под профессией столяра сегодня воспринимается оператор-станочник, продукция которого при всем внешнем сходстве проигрывает столярным изделиям в уникальности, формоустойчивости и долговечности.

Павел Андреев


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
15.01.2024
Мастерская
09.06.2023
Мастерская
29.11.2022
Мастерская
14.07.2022
Мастерская
12.02.2021
Мастерская
28.09.2018
Мастерская