Высокий уровень управления

29.01.2025

Рынок предъявляет высокие требования к операторам харвестеров и форвардеров. Но всеми нюансами не овладеть без обучения. Мыслями о важности профессиональной подготовки в беседе с нашим изданием поделился Сергей Васильевич Спиридонов, директор Института технологических машин и транспорта леса Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова.

– Сергей Васильевич, как Вы считаете, возможно ли стать хорошим оператором без обучения, опираясь лишь на опыт?

– Мы всегда понимали, что качественная профессиональная подготовка способствует успешному трудоустройству и карьерному росту. Наши специалисты интенсивно исследовали процесс обучения операторов современной лесной техники. В частности, в стенах нашего университета был создан учебный класс для подготовки операторов харвестеров и форвардеров фирмы Ponsse, оборудованный в том числе и симулятором. Планировалось, что теоретическая часть и отработка навыков на тренажерах будет преподаваться в нашем Межотраслевом институте дополнительного образования, а затем студенты смогут пройти практику на харвестерах и форвардерах предприятий, но после 2022 года процесс встал на паузу.

– Исходя из Вашего опыта, как Вы считаете, с какими трудностями могут столкнуться студенты во время обучения?

– Главная проблема в подготовке операторов – практическая составляющая. Теоретический материал доступен, но получение реальной практики на машинах в лесу вызывает затруднения. К сожалению, у нас нет возможности предоставить такое количество часов практики, какое дают в техникумах. Мы рассматривали вариант аренды машин у компаний, чтобы студенты могли получить опыт работы в лесу. Предполагалось заготавливать лес, продавать его и с полученных денег оплачивать аренду. Однако этот план оказался сложным в реализации.

Кроме этого, у нас был успешный опыт сотрудничества и с другими производителями техники. Например, компания «Подъемные машины», которую мы считаем нашим стратегическим партнером, не только подарила нам гидравлический манипулятор для практических занятий студентов, но и обустроила для нашего института класс гидропривода. В свою очередь, в нашем институте на кафедре лесного машиностроения, сервиса и ремонта для компании «Подъемные машины» был разработан и изготовлен тренажер для отрабатывания навыков управления гидроманипулятором (тренажер был представлен на выставке «Лесоруб ХХI века»). Кроме того, была также разработана электронная компьютерная программа для обучения и тестирования операторов гидроманипулятора. У нас также была идея создать курс для операторов манипуляторов, который также планировалось реализовать через институт дополнительного образования.

– Какую реакцию у ребят вызвало практическое взаимодействие с машиной?

– Оказалось, что не каждый способен справиться с этой задачей. Работа на гидроманипуляторе-погрузчике сортиментов требует психологической устойчивости, ведь рабочее место оператора находится на значительной высоте. Некоторые люди начинают нервничать, руки дрожат, и они сразу отказываются от такой работы. Но есть и те, кто справляется без проблем. Вот почему это ценный опыт. На самом деле можно научить всех, но важным фактором является склонность человека к этой работе, его моторика. Поэтому кто-то будет работать более продуктивно, а кто-то менее, и это объективная составляющая.

Знакомство с управлением лесной машиной можно отчасти сравнить с обучением вождению автомобиля с механической коробкой передач. Сначала водителя учат координировать свои движения: нажимать на педали, переключать передачи и одновременно следить за дорогой. Со временем все это становится автоматическим, как у опытного шофера, который может пить кофе и вести разговор, продолжая уверенно управлять авто. Так и оператор должен сначала отработать все навыки на тренажере, прежде чем перейти к реальной машине. Ну и важнейшая составляющая – это практическая подготовка в лесу на харвестере.

Практических занятий должно быть больше. На конкурсах часто побеждают именно участники с бόльшим опытом

– Если отвлечься от практических аспектов, выявили ли вы какие-то дополнительные трудности?

– Одна из трудностей в подготовке операторов может быть связана с требованиями российского законодательства. Ведь для управления лесными машинами нужны права категорий C, D, а на гусеничные машины и E, что ограничивает возможность привлечения к управлению машинами молодых ребят прямо из школы.

В Финляндии подход иной. В этой стране факт обучения в профильном учебном заведении автоматически дает право на управление лесной машиной, без необходимости получения дополнительных прав на трактор. Само обучение у них длится три года, и оно начинается с основ экологии и работы с кусторезами и бензопилами. Затем постепенно переходят к машинам. Процесс там идет неспешно, тщательно разбираются все аспекты устройства и эксплуатации техники. У финнов в доступе множество симуляторов, начиная от больших установок и заканчивая компактными версиями с ноутбуком и джойстиком. Студенты проводят на них огромное количество времени, доводя свои навыки до совершенства. В рамках летней практики студентам предоставляют доступ к работе на харвестерах и форвардерах. Уже с первого курса они начинают практиковаться на реальной технике. Причем на площадке училища стоит не один и не два, а несколько форвардеров и харвестеров для учебы. А в Беларуси, например, на базе Центра повышения квалификации работников лесного хозяйства можно получить профессию «оператор харвестера» за 2,5 месяца. Важно, чтобы будущие операторы получали глубокие знания и практические навыки. Пять лет назад мы пытались внедрить систему подготовки операторов, похожую на финскую, в нашем колледже при университете. Однако возникли сложности с совмещением требований федеральных государственных стандартов и нашего видения программы.

– Как организованы профессиональные академии по обучению операторов в нашей стране?

– Несмотря на кажущуюся простоту идеи, процесс обучения довольно сложен. В Карелии были организованы отличные месячные курсы для операторов лесных машин. Наши преподаватели посетили эти курсы и прошли обучение. Теория длилась две недели, а затем следовала двухнедельная практика. По словам наших сотрудников, для тех, кто уже имел опыт работы, обучение превратилось в своеобразные курсы повышения квалификации, позволившее улучшить профессиональные навыки.

В целом лесозаготовители отмечали большой прогресс между результатами работы до и после прохождения курсов. Это касалось как новичков, так и тех, кто уже имел опыт работы на харвестере. Дело заключается в том, что для дальнейшего профессионального роста требуется глубокое понимание программного обеспечения машин, которое, в частности, позволяет настраивать каждую функциональную клавишу управления под индивидуальные особенности оператора. Например, можно менять скорость движения стрелы манипулятора, скорость поворота и др. Важно еще учитывать условия работы в конкретном лесу. На одной делянке могут преобладать сосны, на другой – березы. Оператор должен уметь настраивать программное обеспечение харвестера под конкретную делянку. Все это требует понимания и умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

– В завершение нашего разговора расскажите, какими знаниями по управлению современными лесными машинами обладают студенты Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета?

– Наши студенты изучают ряд дисциплин, которые позволяют им лучше понять устройство и работу современной лесозаготовительной техники. Это теория и конструкция двигателей, техническая эксплуатация, гидродинамические и гидростатические приводы, основы использования программного обеспечения харвестера и целый ряд других дисциплин. Учащиеся имеют прекрасную возможность ближе познакомиться с основами этой профессии благодаря расположенным на базе нашего университета гидроманипулятору-погрузчику и симулятору харвестера. Учебная практика по управлению манипулятором является обязательной частью обучения. В течение одного семестра студенты-механики и эксплуатационщики еженедельно посещают технопарк, тренируются и выполняют задания на гидроманипуляторе. Кроме того, у нас есть дисциплина, в рамках которой бакалавры и магистры инженерных направлений тренируются на симуляторе харвестера. Также студенты, обучающиеся по направлению «Лесоинженерное дело», регулярно обращаются с просьбой выделить им время для работы на симуляторе, так как инженеру-технологу важно понимать, как работают современные лесозаготовительные машины. Есть примеры, когда наши выпускники выбирали для себя профессию оператора харвестера.

 

Беседовал Иван Борисов


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
06.11.2024
Стань профессионалом
25.10.2024
Стань профессионалом
29.02.2024
Стань профессионалом
10.10.2023
Стань профессионалом
01.06.2023
Стань профессионалом
22.11.2022
Стань профессионалом
16.08.2022
Стань профессионалом
07.07.2022
Стань профессионалом
23.05.2022
Стань профессионалом