Звено коммуникаций

12.11.2021

Во множестве книг и кинофильмов описываются пути преодоления препятствий. Да и в реальной жизни трудностей, через которые необходимо пройти, – миллион. Чего стоят только реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы и водотоки. Процесс преодоления этих преград в разы упрощается, если неподалеку есть мосты. Именно они являются незаменимыми связующими звеньями самых различных коммуникаций.

С момента создания первого моста прошло уже более трех тысяч лет

В течение этого времени человечество использовало самые разные материалы и неоднократно меняло подходы к строительству жизненно важных переправ. Сегодня мы можем видеть настоящих инженерных монстров, выполненных из стекла и бетона. В недавнем прошлом великим достижением считались конструкции, при возведении которых использовали бетон и камень.

А еще раньше, конечно же, огромная роль отводилась деревянным мостам. Их конструкции были сравнительно просты. И, по сути, являлись отражением подмеченных в окружающем мире форм. Главное, чтобы эти формы подходили для преодоления препятствий. Бревно над ручьем, например, является прообразом моста балочного типа. Плавающее бревно – моста-плота или моста понтонного типа. А  вот лианы  – веревочных, а затем и современных подвесных мостов.

НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Многие из них сегодня имеют многовековую историю и по праву могут называться «народными». Они представляют собой примеры устойчивости архитектурной формы, которые точно отработаны многими поколениями строителей и плотников. Деревянные мосты отражают древнюю культуру народа, осуществляют связь времен и поколений.

Даже в годы первых пятилеток и после Второй мировой войны древесина эффективно применялась в транспортном строительстве. Однако начиная с 1950-х годов техническая политика в строительстве, ориентированная только на сборный железобетон, привела к ограничению применения древесины, включая и деревянное мостостроение с применением современных клееных конструкций.


Древесина подвергнута глубокой пропитке антипиренами и антисептиками. Чтобы увеличить долговечность конструкций, арки защищают сверху отливами, а по бокам обшивают рейками. Для удобства транспортировки каждая арка состоит из двух частей, которые жестко соединяются между собой. Ширина прохожей части – 3 м.

Владимир Стоянов, к. т. н., старший специалист научно-технического направления Ассоциации Деревянного Домостроения о мостах на участках шоссе

НАБИРАЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ
Казалось, что с развитием профессионального инженерного мостостроения такие конструкции будут окончательно вытеснены из нашего мира. Однако этого не произошло. В  России несколько лет назад начали массово возводить современные мосты из клееных деревянных конструкций (КДК). Но первыми ласточками у нас в стране стали пешеходные мосты «Лосиный остров» на 95м и 102-м км МКАД. Большепролетные сооружения с арочной деревянной конструкцией были разработаны архитектурным бюро ASADOV и ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, реализованы в 1999 году.

Сегодня пешеходными мостами с применением КДК не удивишь ни одну федеральную трассу. В Воронежской области не так давно была установлена пешеходная часть очередного моста пролетом 36 м на 750-м км трассы М4 «Дон». В конце прошлого года на 497-м км этого шоссе был построен двухарочный мост. Через обнинский участок Киевского шоссе перекинулся уже четвертый из пяти запланированных надземных пешеходных переходов. Все они также двухпролетные, по 26 и 30 м.

Фото Сваи для моста Убэйн были изготовлены из частей разобранного дворца. Сегодня тиковые опоры постепенно заменяют на бетонные .jpg

Проект использовали тот же, что и на подъездах к Калуге. Таким образом строители создают некий единый ансамбль. «Он необычен с эстетической точки зрения: есть деревянные элементы, в отличие от других подобных конструкций, где много железа, требующего большого ухода», – отметил Иван Казанцев, прораб компании-подрядчика.

По данным США, сравнение стоимости мостов из стали, железобетона и древесины показало, что если стоимость деревянного моста принять за 100 %, то стоимость металлического моста равна 150 %, а железобетонного – 310 %. Согласно тем же исследованиям, сроки службы деревянных мостов из клееной древесины составляют в среднем 50 лет. Это объясняется хорошей сохранностью антисептированной древесины и отсутствием расслоения клеевых швов.


В Книге рекордов Гиннесса в качестве самого длинного деревянного пешеходного моста указан японский мост Хорай, однако в действительности он короче моста Убэйн более чем в два раза.


НЬЮ-ЙОРК ЖДЕТ РЕДИЗАЙН
В Соединенных Штатах было построено много деревянных ферменных мостов. Один из лучших проектов длиннопролетных ферм был разработан Теодором Берром из Торрингто-на, штат Коннектикут, и основан на чертеже Палладио. Ферменная конструкция, усиленная аркой, установила новый образец для крытых мостов. Паромный мост Берр-Макколл имел рекордный размах в 108  м (360  футов). Другой удачной конструкцией была «решетчатая ферма», запатентованная Итиэлем Тауном в 1820  году, в которой верхние и нижние хорды были сделаны из горизонтальных бревен, со- единенных сетью диагональных досок.

Один из самых прославленных мостов не только США, но и всего мира – это, конечно же, Бруклинский мост. В этом месте многие могут удивиться и подумать: при чем же здесь Бруклинский мост, он же совсем не деревянный?! Но это только пока! Один из проектов его обновления учитывает подходы устойчивого развития и влияния на климат – это проект Brooklyn Bridge Forest.

Предложенный дизайн включает в себя использование FSC-сертифицированной древесины из Гватемалы, где заготовка ведется с учетом интересов местных сообществ. Команда авторов этого проекта решила переосмыслить мост как символ прогрессивных глобальных изменений. И  конечно, без заботы об экологии и людях в будущем никак нельзя будет обойтись. Если проект удастся реализовать, Бруклинский мост заметно «обрастет» древесиной.

А вот самый длинный и самый старый деревянный мост в мире сделан из тика. Он расположен в Мьянме. Мост Убэйн соединяет город Амарапура с небольшой деревней-пригородом, пересекает озеро Таунтоме. Длина моста составляет около 1,2  км, он состоит из двух отрезков в  550 и 650  м, расположенных друг к другу под углом примерно 150°. Мост стоит на 1086 деревянных опорах, некоторые из которых ныне заменены бетонными столбами, и с каждым годом такие замены продолжаются, поскольку дерево гниет.

На мосту имеется несколько крытых веранд с лавочками. В девяти местах предусмотрены проходы под мостом для лодок. Мост всегда имел важное пешеходное значение для местных жителей (особенно в июле–августе, в сезон дождей, а вот зимой озеро почти полностью пересыхает). Став туристической достопримечательностью, мост приносит местным жителям дополнительный доход от продажи сувениров иностранцам. С  1  апреля 2013  года мост охраняет смена из восьми полицейских в связи с участившимися случаями противоправных действий местных жителей по отношению к туристам.

Подготовил Роман Овчинников
По информации Ассоциации Деревянного Домостроения и ru.wikipedia.org






Оцените материал:
Читайте также в рубрике
30.07.2021
Арт объект
28.04.2021
Арт объект
06.05.2020
Арт объект
02.03.2020
Арт объект
27.11.2019
Арт объект
23.08.2019
Арт объект
23.05.2019
Арт объект
12.12.2018
Арт объект
26.09.2018
Арт объект
30.07.2018
Арт объект