Успешная пролонгация

22.01.2021

Понятие патриотизма обладает множеством граней. Одну из таких можно выразить в заботе о своей стране. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) уже не первый год методично и целеустремленно организует свою деятельность, ставя поддержку отечественных мебельных предприятий во главу угла. Представители АМДПР уверенно заявляют о том, что бюджетные средства должны тратиться на внутреннем рынке и вкладываться во внутреннюю экономику.

В результате проведенной АМДПР работы с конца 2017 года в России было запрещено закупать иностранную мебель для государственных нужд. Однако с 1  декабря 2019  года действие Постановления № 1072 («Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), устанавливающего прямой запрет, не было продлено.

В связи с тем, что запретительные меры показали свою эффективность, сотрудники АМДПР не стали сдаваться и начали работу по их пролонгации. В результате усилия Ассоциации увенчались успехом. 30  апреля 2020  года было подписано постановление № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
На мой взгляд, этот результат является значимым событием для всей отечественной мебельной отрасли. Чтобы более детально осветить ситуацию, я обратился с вопросами к генеральному директору Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимуру Иртуганову.

Тимур Иртуганов.jpg





Тимур Иртуганов,
генеральный директор Ассоциации предприятий
мебельной и деревообрабатывающей промышленности России

– Тимур Равильевич, расскажите о той работе, которая была проделана? Каким образом удалось пролонгировать действие запретительных мер?

– Как мы знаем, Постановление № 1072, ранее регулирующее действие запретительных мер, было подписано в сентябре 2017  года, вступило в силу 1 декабря 2017 года и действовало по 30  ноября 2019  года включительно. Соответственно, сразу было известно, что его нормы будут действовать 2  года. Исходя из того, что запретительные меры вполне устраивали бизнес-сообщество, мы сразу начали работу по сбору материалов, обосновывающих дальнейшую пролонгацию, а  также работу по распространению действия Постановления № 1072 на проведение закупок по нормам Федерального закона №  223 («О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Напомню, что действие Постановления № 1072 распространялось только на нормы Федерального закона № 44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), на основании которых закупки осуществляли государственные и муниципальные учреждения, и это не затрагивало госкорпорации и госкомпании с участием государства более 50 %.

Мы взаимодействовали со всеми уполномоченными инстанциями, обращались к Председателю Правительства РФ, к курирующим вопрос пролонгации запретительных мер заместителям Председателя Правительства РФ, а также вели совместную работу с Минпромторгом РФ. К сожалению, осенью 2019 года не произошло мгновенной пролонгации. События сложились таким образом, потому что уже тогда Правительство планировало объединить сразу несколько нормативных актов, обладающих нормами, схожими с теми, которые были прописаны в Постановлении №  1072. Однако эти законодательные акты регулировали не только мебельную отрасль, их действие затрагивало сразу несколько сфер промышленности.

– Правило «третий лишний» входило в этот список?

– Нет, правило «третий лишний» рассматривалось, но не в совокупности вышеупомянутых юридических документов, а как один из вариантов замещения абсолютного запрета. Согласно нормам формулы «третий лишний», если на торги выходят как минимум две российские компании, подчеркну, с российский товаром, зарубежный участник автоматически снимается с торгов. Данный вариант не совсем устраивал мебельную отрасль, и, к счастью, итоговое решение было принято не в его пользу. В итоге 30  апреля было подписано Постановление № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».


Необходимо запретить закупки импортной мебели для государственных и муниципальных нужд вне зависимости от ее цены

Данное Постановление вступило в силу с 1 мая 2020 года, как уже говорилось выше, действие его норм распространяется сразу на несколько отраслей, в том числе и на мебельную. Безусловно, считаем это событие для себя позитивным, однако хотелось бы отметить то, что нас не устраивает. По-прежнему в документе речи не идет о распространении действия его норм на Федеральный закон №  223. Хочу в связи с этим отметить, что, согласно исследованиям, проведенным нашей Ассоциацией, намного больше иностранной мебели в течение года закупается именно по 223 Федеральному закону, нежели по нормам Федерального закона №  44. С  моей точки зрения, финансовые ресурсы, участвующие в сделках, заключенных по нормам 223ФЗ, де-факто являются бюджетными. Мы не понимаем, почему они должны уходить за границу, не оставаясь в обороте Российской Федерации.

И второй момент, который нас не устраивает в Постановлении № 616, заключается в том, что там появилось положение о ценовых ограничениях по запрету, которого не было в Постановлении №  1072. Речь идет о подпункте «Б» пункта «3», согласно которому закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1  млн  руб., осуществляются без применения запретительных мер.

Мы все хорошо помним историю с итальянскими стульями, которые были закуплены для музыкальной школы из Псковской области. Это были самые обыкновенные стулья, только они стоили около 90 тыс. руб. При действии вышеупомянутого исключения ничто не мешает муниципальным и государственным образованиям продолжать заниматься подобными закупками. Они могут законно покупать одну табуретку за 99  тыс.  руб. или 10 таких табуреток за 990 тыс.

Ассоциация надеется на продвижение работ, направленных на то, чтобы данная мера не распространялась на мебельную продукцию. Естественно, если речь идет о станках, фанере или плите, то понятно, что такая продукция, как правило, закупается в больших объемах. Также с трудом можно себе представить продажу машиностроительного станка или металлообрабатывающего станка за 100 тыс. руб., однако, мебель, увы, здесь очень уязвима. На эту тему мы написали письмо заместителю Министра промышленности и торговли РФ, курирующему нашу отрасль, Виктору Леонидовичу Евтухову. В  целом отмечу, что по данному вопросу в Минпромторге нашу позицию понимают.

Беседовал Иван Борисов


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
31.05.2022
Сделано в России
11.05.2022
Сделано в России
11.11.2021
Сделано в России
29.06.2021
Сделано в России
25.12.2020
Сделано в России
23.05.2019
Сделано в России