А что, сами не справимся?

03.08.2022

Не секрет, что большинство российских предприятий ЛПК работает на импортном оборудовании. Так что в связи с санкциями и уходом с нашего рынка некоторых компаний-производителей над деревообработчиками нависла угроза остановки из-за невозможности замены отработавших свое деталей и узлов. Похоже, окончательно развеялся благостный миф о преимуществах глобальной экономики, а наша зависимость от импорта стала угрозой для будущего всей отрасли.

СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ЛЕВША
Пока что проблем с запчастями почти не наблюдается – по утверждению крупных предприятий, у них на складах имеется запас, необходимый для ремонта и плановой замены. На крайний случай можно поискать на рынке детали, бывшие в употреблении. То есть запаса прочности действующего оборудования хватит еще на несколько месяцев. Однако некоторым менее запасливым деревообработчикам уже приходится опробовать довольно неуклюжие варианты поставок деталей через Казахстан, Монголию и другие дружественные страны, осваивая разрешенный параллельный импорт.

Пока наши компании производят около 10 % российского оборудования для деревообработки

Кроме того, в крупных промышленных центрах страны есть инновационные производства, способные изготовить копии нужных деталей и узлов – благодаря 3Dмоделированию и высокоточному оборудованию. Вопрос в стоимости и гарантиях, поэтому пока что на такие варианты решаются немногие.

Кто-то создает или расширяет свои ремонтные цеха, но идти по такому достаточно сложному пути могут лишь крупные лесопромышленные холдинги.

Где-то начинают планомерную замену импорта на отечественные аналоги. Например, архангельская Группа компаний «УЛК» объявила о том, что в связи с санкциями, введенными в отношении России, Устьянский лесопромышленный комплекс переходит на использование отечественного оборудования для сушильных камер. Такое решение было принято в связи с прекращением поставок запчастей от импортных производителей. Первым делом там будут заменены блоки системы управления сушки пиломатериалов, программное обеспечение оборудования, а также пускорегулирующая аппаратура.

И все-таки общую ситуацию в отрасли такие отдельные инициативы не исправят.

ПОПРОБУЕМ КИТАЙСКОЕ?
Промышленность Китая способна творить чудеса, китайские инженеры уже доросли от примитивного копирования до самостоятельных разработок производственного оборудования, в том числе деревообрабатывающего. И если до недавнего времени российские предприниматели покупали китайские станки исключительно из экономии, то теперь, похоже, продукция КНР становится единственно возможным вариантом обновить производство. Руководитель одной из компаний Ленобласти, рассказывая о своем опыте эксплуатации китайского оборудования, отметил важный момент: «Приобретать «китайцев» следует исключительно через официального дилера в России, другой вариант я лично даже не рассматривал. Это важно как для обеспечения шефмонтажа, так и для дальнейшего гарантийного обслуживания». Кстати говоря, он уточнил, что мнение о том, будто китайское – значит дешевое, уже давно не соответствует действительности. Так, многие позиции оборудования для ЛПК и до последних санкций стоили почти одинаково с европейскими аналогами, а теперь, когда китайцы осознали, что у них почти не осталось конкурентов, они вовсе перестали скромничать.

Но ремонт, копирование деталей (реверс-инжиниринг), параллельный импорт и закупки у дружественных стран являются всего лишь временными решениями. Устойчивое и эффективное развитие отечественного ЛПК возможно только с возрождением собственного машиностроения.

ЧТО У НАС БЫЛО?
Для начала разберемся, что у нас с историей отечественного отраслевого машиностроения. Точкой отсчета следует взять эпоху СССР, особенно послевоенный период, когда стране нужно было срочно восстанавливать разрушенные города и села. Именно в те годы создавались специализированные научно-исследовательские институты, разрабатывались собственные образцы деревообрабатывающего оборудования. Специализированные предприятия обеспечивали ЛПК простой, но достаточно надежной техникой, многие образцы которой исправно работают до сих пор. Но вот серьезно конкурировать с зарубежными линиями наши машиностроители не могли даже во времена СССР. Достаточно вспомнить, что для фанерного производства приходилось закупать в основном финское оборудование. Да и в производстве мебели, где требовалась особая точность, ставку делали на импорт. Отставание от Запада особенно сильно проявилось в период, когда в деревообрабатывающем оборудовании все более значительную роль стала играть электроника, развитие которой в СССР было в какой-то момент упущено.

импорт инфо.jpg

Почему это произошло? Ключевым фактором отраслевые эксперты называют возникший в Советском Союзе разрыв между наукой и производством. Если западные фирмы буквально ловили каждое пожелание клиента, вкладывая значительные средства в развитие тех технологий, которые были востребованы рынком, то плановая экономика СССР ориентировалась лишь на выполнение показателей. Иными словами, машиностроительные предприятия (за исключением тех, кто работал на «оборонку») гнались за количеством, а не за качеством. И любое изменение технологии, которого требовали конструкторы нового, более совершенного оборудования, грозило срывом плана. Так что новшества в машиностроении не особо приветствовались и достаточно интересные (по мнению экспертов) разработки многочисленных отраслевых НИИ годами пылились на полках. Когда же рухнул СССР, окончательно деградировало не только лесное машиностроение, но и работавшие на отрасль научно-исследовательские институты.

ЧТО ИМЕЕМ?
Тем не менее нельзя говорить о полном вакууме в отечественном отраслевом машиностроении. В России есть производства, выпускающие пусть не самое сложное, но вполне добротное оборудование: деревообрабатывающие станки и обрабатывающие центры, лесопильные линии малой и средней производительности, сушильные камеры и многое другое. Понятно, что в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными фирмами им было крайне сложно развиваться. Тем логичнее было бы предположить, что именно сейчас настал их звездный час. И тут решающей становится роль государства – сможет ли наше правительство дать им возможность для взлета? Льготное кредитование, налоговые преференции – самое малое, чем могло бы государство помочь развитию собственного машиностроения для ЛПК. Немаловажен вопрос и о том, состоится ли союз науки, способной разработать современные технологические линии, и производства? Разговоры о создании неких инновационных центров ведутся десятилетия, но дальше заявлений о намерениях пока дело не продвинулось. Оптимизм вызывает сообщение о создании на базе Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана центра отраслевых компетенций ЛПК, но для такой огромной страны, как наша, одного мало, да и в Концепции развития ЛПК до 2030 года говорится о трех инновационно-технических центрах, которые должны решать вопросы координации научных исследований, создания технологий и подготовки кадров.


ДЕНЬГИ ЕСТЬ – ОСТАЛЬНОЕ КУПИМ!

Много лет подряд нам твердили о глобализации и о том, что нам не нужно «изобретать велосипед» (в том числе – в ЛПК), лучше за нефтедоллары купить готовое. «Реформаторы», развалившие промышленность России, ссылались на то, что ни в одной стране мира нет полного цикла производства чего-либо, все интегрировано в мировой рынок.

В качестве возражения приведу Финляндию – практически все необходимое для лесной отрасли этой республики разрабатывается и производится в самой стране. Сделав ставку на собственную науку и промышленность, эта страна вышла на внешний рынок, и сейчас финская техника и оборудование для ЛПК ценятся во всех лесных регионах мира.


ЕСТЬ ИДЕИ?
Понятно, что не стоит уповать только на государство, да и мечты некоторых энтузиастов о создании единого Министерства ЛПК, которое быстро наведет порядок в отрасли, вряд ли осуществимы в обозримом будущем. Пока что более реалистичными выглядят проекты, благодаря которым к решению общей задачи подключаются наиболее мощные лесоперерабатывающие холдинги. В конце концов, хватит им обеспечивать заказами иностранные компании, пора вкладывать в развитие отечественных. Одним из первых показал пример холдинг «Свеза» – этим летом в рамках ПМЭФ-2022 было подписано соглашение компании с правительством Пермского края о комплексном сотрудничестве в сфере импортозамещения. Стороны утвердили дорожную карту о развитии промышленной кооперации. Ее целями являются поддержка российских производителей, увеличение доли отечественной продукции, используемой на объектах «Свезы». Планируется, что в ближайшее время будет составлен сводный и актуальный реестр предложений промышленного комплекса Пермского края, а также перечень приоритетного оборудования, материалов, технологий, разработок и программных продуктов для «Свезы». Предприятия Прикамья при содействии Регионального центра инжиниринга смогут пройти квалификацию в соответствии с утвержденными требованиями к участникам закупок и получить документацию, необходимую для начала поставок продукции. Кроме того, региональные разработчики смогут предлагать «Свезе» свои цифровые решения для оптимизации основных и вспомогательных производственных процессов и обеспечивающей их инфраструктуры. Губернатор Пермского края считает, что реализация соглашения и дорожной карты будет способствовать увеличению объемов производства предприятиями Пермского края высокотехнологичной продукции и услуг для лесопромышленной компании, росту научно-технического и промышленного потенциала Пермского края в интересах всех его жителей.

В ДОБРЫЙ ПУТЬ
Похожие шаги делают и в других регионах  – весной в Красноярском крае состоялось обсуждение вопросов импортозамещения в лесопромышленном комплексе региона. Диалог, в котором приняло участие более 80 предприятий, был организован региональным министерством. Там посчитали, что именно сейчас для лесной отрасли важно расширение уже имеющейся в регионе собственной производственной базы.

Понятно, что гарантом подобных научно-технических союзов и немалых инвестиций в развитие машиностроительных производств должно стать государство. В конце концов, речь идет не только о взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами – мы говорим о решении действительно государственной задачи. Потому что сложившаяся ситуация ясно доказывает – основывать свой ЛПК на импорте крайне рискованно и контрпродуктивно.

…Возможно, нам потребуется много лет, чтобы хотя бы догнать западных производителей, ушедших далеко вперед. Но этот путь нам надо пройти, и сейчас самое подходящее время, чтобы начать движение!

Евгений Карпов


Оцените материал:
Читайте также в рубрике
29.01.2024
Технологии и оборудование
23.10.2023
Технологии и оборудование
02.10.2023
Технологии и оборудование
24.07.2023
Технологии и оборудование
09.02.2023
Технологии и оборудование
30.09.2022
Технологии и оборудование
06.09.2022
Технологии и оборудование
16.05.2022
Технологии и оборудование
11.05.2022
Технологии и оборудование
15.04.2022
Технологии и оборудование