Проект «Полтава»
В 2012 году в Санкт-Петербурге при поддержке ПАО «Газпром» началась реализация проекта «Полтава» — достоверного воссоздания в музейных целях первого крупного корабля Военно-морского флота России, спущенного на воду в Санкт-Петербургском адмиралтействе, в проектировании и постройке которого принимал участие император Петр I.
В настоящее время над строительством «Полтавы» трудятся 80 мастеров, а общий штат проекта составляет 150 человек, включая администрацию, экскурсоводов, проводящих очень интересные экскурсии, и т. д. В петровские времена на строительстве Полтавы было задействовано 300 мастеров, к которым еще приставлялись подмастерья. Научная работа в проекте «Полтава» не прекращается и по сей день. Ее ведут лучшие специалисты в области истории военно-морского флота и судомоделирования. Сотрудники научного отдела верфи вместе с историками, музейными экспертами и архивистами продолжают искать информацию о более точных данных корабля, его службе и общем морском быте начала XVIII века.
Создателями реплики «Полтавы» уделено очень большое внимание точности воспроизведения всех деталей корабля – палуб, кают (включая туалеты), крюйт-камер, световых решетки для внутреннего освещения корабля, кормового декора (воссозданного по гравюре петровских времен); внутренние палубы покрасят в красный цвет, как это делалось в XVIII веке, чтобы членов экипажа не угнетал вид крови раненых и погибших товарищей.
Большой проблемой стал поиск подходящих материалов – в первую очередь древесины, поскольку корабельный лес уже давно никто не поставляет, также как и канаты того же диаметра, что в XVIII веке, и парусину. Почти все материалы и изделия для «Полтавы» являются специальным заказом. В петровские времена на строительство корабля шли дубовые стволы старше 250 лет. Строителям «Полтавы» они доставлялись с Кавказа, из Брянской и Ростовской областей. На строительство корабля в XVIII веке ушло около 800 стволов, на его реплику – 897. В целом в петровские времена на строительство флота ушло около 3 млн. га леса – дуба, сосны, лиственницы.
Для парусов и канатов на реплике «Полтавы» используются современные синтетические материалы – полиэстер, нейлон и т. д.
При постройке «Полтавы» в XVIII веке мачты делались из цельных сосновых стволов. Сейчас же они делаются полыми из склеенных ламелей, после чего обтачиваются по углам до нужной формы и шлифуются. Это делает конструкцию мачты более легкой, прочной и долговечной. В некоторые детали для усиления вставляются специальные деревянные прокладки.
В петровские времена, из-за растрескивания древесины такелаж приходилось менять каждый сезон. В наши дни это слишком дорогое удовольствие.
Пушки отливаются на военном заводе. Вооружение корабля будет установлено в процессе достройки, уже после спуска на воду весной 2018 года.
Размеры корабля объясняются, в том числе, и тем, что его экипаж составлял 180 человек, а в боевом походе к ним добавлялось еще 160 артиллеристов, итого 340 человек, которых, вместе с необходимыми запасами, надо было разместить на борту. При этом высота внутренних палуб составляет всего 1,3 м, при расчетном росте членов экипажа менее 1,6 м.
Доски, которыми обшивают корпус корабля, а также еще ряд его деталей, обрабатывают в паровой камере в течение суток и затем на 4–5 дней помещают в станок для гнутья – для придания требуемой формы. При обшивке корпуса между досками оставляется расстояние, которое заполнят в дальнейшем синтетическим герметиком, заменяющим паклю, для предотвращения отрицательного влияния разбухания досок в воде. Для крепления используются как металлические крепежные изделия, так деревянные гвозди – нагели.
В результате команда проекта планирует построить реплику корабля – достаточно близкую к оригиналу копию, однако соответствующую требованиям современного морского регистра, поскольку планируется, что «Полтава» будет ходить по акватории Финского залива.
Игорь Григорьев, д. т. н.,
профессор ЯГСХА
Главные новости лета
Журнал «ЛЕС и ДЕРЕВООБРАБОТКА» всегда в курсе самых важных событий, происходящих в мире ле...
Статистика против мифов
Существует заблуждение, что в России процветает незаконная вырубка лесов, а масса недоброс...
Лесная газета
Произведения советского писателя Виталия Валентиновича Бианки раскрывают мир природы. Его ...
свежий номер